В последние дни в Стамбуле состоялось несколько крупных совещаний, посвященных положению на Ближнем и Среднем Востоке. 1 ноября под патронажем президента Турции Абдуллаха Гюля открылся Тройственный саммит Турция – Афганистан – Пакистан с участием высокопоставленных военных, министров внутренних дел, глав разведывательных служб и торговых палат трех стран. А на следующий день, 2 ноября, под председательством главы МИД Турции Ахмета Давутоглу начала работу международная конференция по Афганистану «Региональная безопасность и сотрудничество в сердце Азии в интересах стабильного и безопасного Афганистана». Мероприятие ознаменовалось очередными призывами Хамида Карзая к талибам о заключении перемирия и его же традиционными заверениями в том, что афганское руководство придаёт важное значение подписанию будущего соглашения о долгосрочном стратегическом сотрудничестве с Соединёнными Штатами.
Это отнюдь не первое мероприятие подобного уровня, организуемое в Турции: если подсчитать, то трёхсторонние саммиты, пафосные международные конференции, посвящённые «афганскому вопросу», проходят на территории этой страны, наверное, уже в шестой раз. Немало было подобных мероприятий и за пределами Турции, но воз, как говорится, и ныне там: в Афганистане всё зыбко, непрочно, это государство уже превратилось в хроническую «головную боль» для его соседей – Ирана, Китая, стран Центральной Азии, а также для России. А то, что афганский наркотрафик с водворением в этой стране 10 лет назад натовских «миротворцев», возглавляемых американцами, многократно возрос, давно уже стало горькой общеизвестной истиной…
Можно предположить, что в реальности речь в Стамбуле шла не о том, как вернуть Афганистан к мирной жизни (после вторжения НАТО в Ливию, сопровождавшегося триумфом радикальных исламистов, и признаков готовящегося вторжения в Сирию говорить об этом было бы, пожалуй, смешно), а о согласовании разнообразных интересов региональных и глобальных игроков, активно действующих на ближне- и средневосточной «площадке». Афганская проблема выступает (причём не первый год) в качестве удобного предлога, предоставляющего заинтересованным силам всё возрастающие возможности манипулирования региональной стабильностью.
Комментируя итоги состоявшихся переговоров, наблюдатели отмечают роль Турции как стремительно укрепляющего свои позиции «восходящего» регионального игрока. Они напоминают о присутствии подразделений турецкой армии в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане, о попытках влиять на решение кризисных ситуаций в регионе наряду с «великими державами» и даже о стремлении Анкары набрать очки в диалоге с Вашингтоном. Однако у данного сюжета есть и оборотная сторона. Вряд ли Турция будет способна решать крупные геополитические задачи, находясь в скрытом (а тем более – в открытом) конфликте со своим ключевым союзником по НАТО – Соединёнными Штатами Америки.
На примере Афганистана это видно так же отчётливо, как на примере Ливии и Сирии. Признания американских генералов о полном фиаско политики их страны в Афганистане вряд ли стоит принимать за чистую монету. Начавшиеся переговоры с талибами сложно оценить как признак слабости. Видимо, контакты с так называемыми «умеренными» талибами, сопровождающиеся атаками на ставший неугодным клан Хаккани, являются очередным этапом комплексной стратегии по превращению Афганистана в «вечный» источник дестабилизации на Евразийском континенте. При этом приличия будут соблюдены, и территориальные претензии к соседям станут выдвигать представители формально суверенных афганских властей. Первые «звоночки» уже прозвучали в виде заявлений главы афганского управления геодезии и картографии Фазыл Ахмад Хедайята, полагающего необходимым пересмотр некоторых участков границ Афганистана с Ираном и Пакистаном. Далее предложения пересмотреть существующие границы могут распространиться на пограничные с Афганистаном страны бывшего СССР. Зацепкой станет, например, изменение русла течения приграничных рек, а последствия даже небольшого территориального спора в Центральной Азии поистине непредсказуемы (1).
Интересно, что по странному совпадению желание заняться границами (видимо, в связи с отсутствием иных проблем) было оглашено афганскими чиновниками аккурат к визиту в Кабул Хиллари Клинтон. Далее госпожа госсекретарь отправилась в столицы государств Центральной Азии, где, по всей видимости, обсуждались вопросы развёртывания так называемой Северной распределительной сети поставок. По мнению известного специалиста профессора Александра Князева, речь идёт о прочном закреплении США в регионе, а стратегической задачей американской политики в Центральной Азии является создание своих военных объектов на постоянной основе (2). Пролонгация афганской нестабильности в сочетании с операционными возможностями объектов, создаваемых на маршруте «северной транзитной сети», создаёт прекрасные возможности для управления нестабильностью в конфликтном регионе. Это, видимо, хорошо чувствуют в соседних странах, в частности в Иране, что обусловило резкое выступление министра иностранных дел этой страны в ходе стамбульской конференции. "Экспансионистские планы США и продление американского присутствия в Афганистане под предлогом якобы желания искоренить экстремизм никоим образом не будут способствовать обеспечению и укреплению безопасности ни в самой стране, ни в регионе", - заявил Али Акбар Салехи, заметив, что результатами присутствия США и сил НАТО в Афганистане стали расцвет терроризма, увеличение объемов производства и контрабанды наркотиков, массовое убийство мирных жителей (3).
Афганские проблемы непосредственным образом касаются и России. 6-7 ноября в Санкт-Петербурге состоится очередное заседание Совета глав правительств Шанхайской Организации Сотрудничества. Спецпредставитель президента Российской Федерации по делам ШОС Кирилл Барский в интервью Интерфаксу напомнил о позитивном вкладе организации в дела Афганистана, о масштабной помощи, оказываемой входящими в ШОС государствами Кабулу по двусторонней линии. «Хотя в антитеррористических и антинаркотических операциях на территории самого Афганистана ШОС не участвует, но своими действиями по борьбе с терроризмом и по пресечению наркотрафика по внешнему периметру границ ИРА эта организация немало способствует противодействию указанным угрозам в целом», - отметил российский дипломат, добавив, что ШОС последовательно выступает за становление Афганистана в качестве независимого, нейтрального, мирного и процветающего государства (4).
Что же касается Северной распределительной сети, то, по информации EurasiaNet, Россия выступает за то, чтобы ОДКБ была передана определенная роль в её управлении, а именно – системы воздушных, автомобильных и железнодорожных путей, по которым осуществляется поставка грузов из стран Европы натовским войскам в Афганистане (5).
Главный вопрос заключается в том, насколько интересы Москвы, Пекина и их региональных союзников согласуются с планами расширения американского присутствия к северу и к югу от бывшей советско-афганской границы. И не будут ли комплексные усилия, предпринимаемые участниками ШОС с целью стабилизации обстановки в «сердце Азии», последовательно нивелироваться по мере расширения и укрепления патронируемой Соединёнными Штатами «северной сети поставок»? И если так, то не уподобляются ли попытки согласовать российские интересы с американской экспансией переговорам с хулиганом и наркоторговцем, захватившим соседнюю с вами квартиру?
____________________________________
(1) Афганистан претендует на земли соседей // http://www.pravda.ru/world/asia/centralasia/20-10-2011/1095950-afga-0/
(2) США хотят прочно закрепиться в Центральной Азии // http://www.infoshos.ru/?idn=9007
(3) Терроризм, наркоторговля, массовое убийство мирных жителей – результаты присутствия США и НАТО в Афганистане // http://www.itar-tass.com/c1/262413.html
(4) ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов // http://www.interfax.ru/txt.asp?id=214833&sec=1483
(5) Вывод войск НАТО из Афганистана угрожает России // http://www.inosmi.ru/asia/20111022/176417792.html