Я всегда считал, что у оранжевых всех национальностей есть нечто общее. Это общее – ложь, к которой они прибегают.В этом я убедился снова, прочитав интервью бывшего посла Украины в Белоруссии Романа Бессмертного, данное им по случаю годовщины выборов президента Республики Беларусь 19 декабря 2010 года и происшедших тогда волнений перед Домом правительства в Минске, когда оппозиция, не дожидаясь официального объявления результатов голосования, предприняла попытку дестабилизации обстановки в стране. Тогда толпу разогнали, а несколько кандидатов в президенты, они же зачинщики беспорядков, отправились прямиком за решётку.
Прочтя откровения Романа Бессмертного, я был поражён тому потоку лжи, который этот дипломат вылил на страну, в которой он работал, на её народ, её руководство.
Бессмертный, например, заявил, что белорусская экономика находится якобы в дряхлом состоянии, склады предприятий затоварены готовой продукцией, две трети территории страны загрязнены радионуклидами, а иностранные дипломаты ездят покупать продукты питания в столицу соседней Литвы Вильнюс. Да, Белоруссия испытала сильнейший шок в 2011 году в связи с резкой девальвацией национальной валюты, и реальные доходы населения упали в два раза, однако слабый белорусский рубль оказал хорошую услугу белорусскому экспорту, и проблемы затоваривания как раз нет. Радиоактивный контроль за качеством продуктов питания в Белоруссии очень строг. И ни о каких двух третях заражённых территорий не может быть и речи – со времени Чернобыля прошло уже двадцать пять лет, и степень загрязнения существенно ниже даже в зоне отселения. Что касается белорусского продовольствия, то его активно приобретают не только сами белорусы, но и практически все соседи – и русские, и украинцы, и поляки, и латыши, и те же литовцы, когда представляется такая возможность. Продукты в Вильнюсе покупал разве что сам Бессмертный и те его коллеги, кто там периодически проводил встречи, обсуждая шансы перекраски Белоруссии в оранжевые цвета.
Ещё более дикими выглядят рассказы бывшего украинского посла о жизни белорусов и их восприятии действительности. Понятно, что раз белорусы не поддержали оранжевую революцию, то они - «полностью придавленный тираном и системой народ». Бессмертный рассуждает о том, что люди боятся разговаривать, не высказывают мысли до конца, что Лукашенко «уже давно перешел черту, которая называется преступлением. Это не преступление, это уже похоже на геноцид». Незнание белорусского языка, по уверениям Бессмертного, может поставить Белоруссию на грань духовного вымирания, а белорусскую нацию уничтожают. Иными словами – сплошной геноцид, репрессии и скованный ужасом народ. Впору вводить войска НАТО для защиты демократии.
Увы, ни господин Бессмертный, ни белорусские оранжевые оппозиционеры никак не уяснят для себя одну простую истину – ну нет в Белоруссии почвы для массовых протестов, как нет и никакой революционной ситуации. Белорусы предпочитают заниматься семьёй, детьми, работой, любимым делом, и происходит это вовсе не потому, что они тёмные и забитые, а как раз потому, что они трезво и хорошо понимают, к чему подобные «революции» приводят. Они примерно так и думают: если кому-то надо отрабатывать иностранные деньги, выделенные для «демократизации», то с какой стати белорусам начинать революцию? Чтобы привести к власти идейных друзей Бессмертного? А вы не думали, господин Бессмертный, что дураков нет? Да и «белорусизироваться» белорусы не торопятся – их вполне устраивает русский язык. Вот и выходит из себя Роман Бессмертный, не понимая, отчего белорусы не бросаются на амбразуры и не торопятся вступить в бой с властями. Что же касается глупого вздора о «геноциде», я это вообще не комментирую – геноцид был в период немецко-фашистской оккупации, когда погибла треть населения Белоруссии.
Да, белорусы прилежно ругают Александра Лукашенко и власти вообще – и в транспорте, и на работе, и, конечно же, дома. Однако никого за эти разговоры не арестовывают, никого не сажают в тюрьму. А арестовывают и сажают в тюрьму за действия, направленные на захват власти. Вот с этим строго.
Полёт мысли Бессмертного продолжается дальше. Лукашенко, заявляет он, превратил всю Белоруссию в военизированную систему. Бывший украинский посол сравнивает белорусского президента с Иваном Грозным, говорит о том, что в Белоруссии «хуже, чем в 1937 году», всех прослушивают, людей могут арестовать, если они собрались в количестве больше трёх. Ложь! Можно говорить о том, что в своё время белорусские власти силой пресекли попытки оппозиции перенести организованное через социальные сети противостояние на улицы и подавили очаги такого противостояния в зародыше. Однако, имея перед глазами примеры общественного психоза и «революционных» неистовств в некоторых арабских странах, эффективность действий белорусских властей надо поставить им в плюс.
При этом в Белоруссии легально действует множество оппозиционных организаций и «правозащитных центров», оппозиционную прессу можно приобрести почти в каждом киоске. Официальные организации поддерживаются государством, независимые и оппозиционные предоставлены сами себе.
Крайне странно звучат и высказывания нашего дипломата о событиях 19 декабря 2010 года в Минске, когда сразу после окончания голосования собравшаяся многотысячная толпа у Дома правительства объявила о фальсификациях и попыталась учинить бунт. Были разбиты стёкла на входе у Дома правительства, где под защитой ОМОНа находился Центризбирком. Впрочем, на большее у участников акции не хватило ни сил, ни фантазии. Милиция в итоге разогнала всех участников, несколько сотен были арестованы (правда, вскоре выпущены), а основные зачинщики, в том числе кандидаты в президенты, угодили за решётку. Р.Бессмертный же уверяет нас, что стёкла били «агенты КГБ», которые, мол, всё и спровоцировали, а затем они же побросали арматуру, топоры и другой инвентарь на очищенную от протестующих площадь. Поди теперь доказывай, что г-н Бессмертный кормит народ враньём.
Говоря об арестованных и сидящих за решёткой кандидатах в президенты от оппозиции, Р.Бессмертный признаётся: «Ведь я был знаком со многими оппозиционерами, часто с ними встречался. Я со многими из них сблизился. Для меня это великие люди, которые отстаивают суверенитет своей страны. Я с большим уважением отношусь и к Андрею Санникову, и к Ирине Халип, и к Дмитрию Бондаренко. Это великие люди. Это настоящие белорусы». Признаюсь, на месте белорусских властей я не стал бы держать этих «великих и настоящих белорусов» в тюрьме, чтобы не делать из них дутых фигур. Однако Р.Бессмертный не зря помянул здесь суверенитет, потому что все эти «великие и настоящие белорусы», пока были на свободе, исступлённо открещивались и от союзнических договорённостей с Россией, и от российско-белорусской интеграции. С их точки зрения, и будущий Евразийский союз, и нынешнее Союзное государство России и Белоруссии, и российские инвестиции в виде уже состоявшейся покупки «Белтрансгаза» и вероятного притока российского капитала в белорусские промышленные гиганты – «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», что очевидно обеспечит стабилизацию и устойчивое развитие белорусской экономики, - поэтапная сдача суверенитета. То, что белорусы, у которых на том же «Белтрансгазе» зарплата поднялась в разы, только приветствуют такую экономическую кооперацию, всех этих «великих и настоящих» вкупе с Р.Бессмертным мало волнует.
Безответственное выступление бывшего украинского посла ярко демонстрирует, какие цели преследовала его «работа» в Белоруссии. Многое проясняется уже из биографии самого Романа Бессмертного. Начинал он свою яркую деятельность с того, что в 1997-2002 годах был представителем Кучмы в Верховной Раде Украины. Не потерялся он и тогда, когда у Кучмы начались проблемы, – формально оставаясь его представителем, начал активно работать на Ющенко, которого в 2001 году отправили в отставку с должности премьер-министра. Затем Бессмертный и вовсе покинул Кучму и не прогадал. На президентских выборах 2004 года Роман Бессмертный был заместителем избирательного штаба Ющенко, а во время оранжевой революции - комендантом и одним из идейных вдохновителей и организаторов майдана. В 2005 году Бессмертный заявил, что ни за что не станет работать в правительстве Тимошенко и через два дня со свойственной ему принципиальностью начал работу в кабинете той же Тимошенко в качестве её заместителя. Потом он ещё несколько раз перебегал от одного босса к другому. Впрочем, будучи мастером разного рода интриг и закулисных действий, Бессмертный не очень силён в конкретной практической работе. Некоторое время он пробыл лидером фракции «Наша Украина» в Верховной Раде, но вынужден был уйти под давлением нового руководства партии; работал в аппарате Ющенко, немного поруководил ЦИК партии «Наша Украина». После этого его отправили в 2010 году делать оранжевую революцию в Белоруссии. Однако и здесь у него ничего не получилось, и 3 июня 2011 года он бесславно покинул свой пост. Кто-то метко сказал об этом суетливом деятеле: «Бессмертный, какой проект ни возглавлял бы, никогда не добивался успеха».
В Белоруссии бывший украинский посол запомнился только одним - своей эпатажностью, клеветническими высказываниями и скандалами. Если же говорить об украинско-белорусских отношениях, то им, безусловно, такой «дипломатической деятельностью» был нанесён ущерб. Новому послу Украины в Белоруссии В.Тихонову, назначенному В.Януковичем на эту должность 22 августа 2011 года, ещё долго предстоит разбирать завалы, созданные его предшественником.
Интервью Р.Бессмертного – это полная, во многом истеричная капитуляция белорусских оранжевых и их зарубежных покровителей, признание того, что А.Лукашенко не позволит в обозримом будущем провести в стране очередную оранжевую революцию.
Время владычества оранжевых уходит. Шаги, предпринятые в направлении создания Евразийского союза, позволяют надеяться на это десяткам миллионов людей от Бреста до Камчатки. Без Украины новый союз не будет полным, но этот выбор предстоит делать самим гражданам Украины. Как и выбирать, какая роль уготована Украине – одного из ключевых, ведущих государств Евразийского союза либо периферии геополитических интересов США в Евразии.