Королева морей против континента

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На мартовском саммите Евросоюза очень старались уйти от раздирающих его острых проблем, даже сняли в последний момент вопрос об увеличении взносов в общую казну (Стабилизационный фонд), но получилось наоборот. Англия всё глубже входит в конфликт с континентом. То, что Дэвид Кэмерон отказался подписать Фискальный пакт, для утверждения которого, собственно, и собирали саммит, особенно даже не удивило -   незадолго до этого Лондон не подписал Бюджетный договор. 

* * *

Крепко связанный «особыми отношениями» с вершителями судеб своей бывшей заокеанской колонии, Лондон всегда относился к проекту общего «европейского дома» настороженно, но участие в проекте принимал, дабы вся конструкция не выпала из англосаксонской картины мира. 

В Брюсселе вовлекали королеву морей в строительство «евродома» постепенно и аккуратно. И Лондон это устраивало до тех пор, пока участие в проекте приносило Альбиону больше дивидендов, чем накладывало обязательств. 

Так, Британия согласилась в рамках европейской языковой Хартии не только объявить региональными языками гэльский (шотландский), скотс (англо-шотландский суржик), но и возродить валлийский, ирландский и прочие кельтские наречия, на которых там уже давно не говорят. Принятие решения о языках Лондон не тяготило. Оно не меняло повседневную жизнь острова, разве что в Уэллсе и Шотландии появились двуязычные дорожные указатели, а английский на всякий случай объявили официальным языком Соединенного королевства, хотя шотландский ему не конкурент. Ирония еще и в том, что евробюрократы лишь в 2005 году догадались включить ирландский в число рабочих языков ЕС. Но ”сразу” не получилось: из-за отсутствия знатоков языка в своем аппарате. Нашли их только в 2007-м.

Британцы даже согласились перейти и на десятичную систему мер и весов, которой пользуется вся Европа, отказавшись от миль, дюймов и прочего. Хотя они и сами к тому давно стремились. С 1995 г. пытаются внедрить метры и литры, но споткнулись на принципе - пинте пива, равной 568 миллилитрам. Пить пиво порциями по пол-литра британцы принципиально не согласны, поэтому пошли ирландским путем – воду меряют литрами, а пиво по-прежнему пинтами. В Брюсселе с этим смирились в надежде, что британцы когда-нибудь научатся пить пиво, как все. 

Так что ради построения общего «европейского дома» британцы кое-чем пожертвовали, но всему есть предел. Если еще можно простить Саркози, “забывшего” пригласить в 2009 г. Елизавету ІІ на празднование 65-летия открытия высадки союзников во Франции в 1944 г., то разрешить континентальной Европе устанавливать правила игры для лондонского Сити, что и предусматривают Бюджетный и Фискальный пакты, англосаксы уже не могут. 

* * *

Помимо текущих выгод от процесса строительства «евродома» привлекала и вероятность эволюции ЕС в некое подобие Британского Содружества для Европы. Опыт “обустройства” Азии и Африки у Британии огромный, достаточно вспомнить историю Индии, которая за 200 лет из конгломерата княжеств и империи Моголов превратилась в унифицированную британскую колонию и пребывала в таком качестве еще сто лет. Умело управляли. Даже знаменитое восстание сипаев, обученных воевать по-европейски, британцы подавили руками самих же индусов. С таким опытом можно было пытаться строить общий «европейский дом» под себя. 

Однако после Второй мировой войны первые и вторые роли в англосаксонском мире были перераспределены. Вашингтон «помог» Лондону довести дело до распада Британской империи под маркой ее трансформации в Содружество. Появившееся в  1951 г. Европейское объединение угля и стали в составе Франции, Германии, Италии и стран Бенилюкса, переросшее в 1957 г. в Европейское экономическое сообщество, а затем в Европейский союз, стало в соответствии с планом Маршалла американским, а не британским проектом.

Великобритания, правда, еще пыталась играть роль ядра глобальной Мир-системы, не желая замечать, что эта роль уже отошла к США. А в Европе инициативу постепенно стали перехватывать Германия и Франция, что американцев как раз до поры до времени устраивало. 

Немцы и французы разумно выбрали под размещение институций ЕЭС (затем ЕС) маленькую, но экономически обустроенную территорию средневековой Фландрии, которую после ее окончательного раздела в 1830 г. на Бельгию, Нидерланды и Люксембург нельзя заподозрить в претензиях на гегемонию в Европе (хотя вместе страны Бенилюкс имеют 27 млн. населения, а их ВВП составляет около 10% ВВП Евросоюза и почти равен ВВП Испании).

Великобритания интриговала, пыталась выстроить альтернативу франко-германскому объединению Европы, но в 1973 г. она было вынуждена присоединиться к процессу, увлекая за собой ориентировавшихся на нее Данию и Ирландию. Однако у Евросоюза возникла проблема: в каком качестве включить Англию в союзное разделение труда? 

Британия давно не мастерская мира, а житницей Европы она не была никогда. Офис, из которого управляют производством в разных странах мира, банковский центр и торговый посредник, развешивающий чай в своих портах, – таково место Великобритании в международном разделении труда. Источники ее доходов лежат преимущественно вне Евросоюза, и ее корабли все еще стерегут морские торговые пути на базах в Гибралтаре и на Кипре. Все предложения греков-киприотов отдать хотя бы одну из двух британских военно-морских баз под туристическую базу разбиваются о тот аргумент, что корабли Ее Величества на Кипре обеспечивают безопасность судоходства в Суэцком канале. Греческая часть Кипра в Евросоюзе, и у нее от Еврокомиссии экономическая установка на туризм и фрукты тем более актуальная, что режим свободы в офшорных зонах начинают сворачивать во всем мире. 

Великобритания и Кипр – маленький и локальный конфликт Евросоюза. Однако есть более значимый – Британия претендует на роль главного офиса в экономике Евросоюза и взамен готова оставить брюссельским клеркам право распоряжаться налоговыми потоками и доходами ЕС от выпуска евро, лишь чуть подработав на печати его банкнот для Словении. Модель, предлагаемую Британией для Евросоюза, можно обозначить так: бизнес-центр в Лондоне, налоговая инспекция – в Брюсселе. Однако эта модель не устраивает Брюссель, и он пытается проникнуть в святая святых Британии – в офисы и сейфы лондонского Сити.  

Англосаксонский дух не может выдержать такого надругательства над свободой предпринимательства и бунтует, благо солидная часть источников его доходов происходит из заморских территорий, куда “сухопутным крысам” не добраться. Особенно не нравится лондонскому Сити налог на финансовые операции, предлагаемый Брюсселем, и он ищет союзников.

На мартовском (2012) саммите ЕС таким союзником стала Чехия, премьер которой Петр Нечас тоже отказался подписать Финансовый пакт. Чехия не входит в еврозону и вряд ли станет морской державой или центром банковского бизнеса, но у нее, как и у Британии, есть свой постоянный интерес. Это бюргерская стабильность, о чём, по сути дела, и сказал Петр Нечас в Брюсселе, заявив, что завершение процесса объединения внутреннего рынка ЕС важнее Финансового пакта. 

Чехия хочет твердо знать свое место в Евросоюзе, квоты поставок своих товаров и услуг на его рынок и цены на них. Если это ей гарантируют на приемлемых условиях, то Чехия готова подписать Финансовый пакт и впустить к себе какие угодно инспекции ЕС. Разумеется, на выход из ее склада готовой продукции, а не на вход, поскольку на входе не всё гладко, и за какие деньги работают украинские гастарбайтеры и откуда берется сырье, еврокомиссарам лучше не знать. Отказавшись подписать пакт в нынешнем виде, Чехия не “захлопнула дверь” и размышляет: не провести ли по этому поводу референдум, а заодно и референдум о введении евро. Чехия ведет обычный торг с ЕС: сколько ей дадут за присоединение к пакту?

Еврокомиссия и сама не очень верит, что остальные страны, присоединившись к пакту, быстро его ратифицируют, внесут в свои конституции и начнут неукоснительно выполнять. Ирландия, например, пакт подписала, но решила ратифицировать  его не в парламенте, а на референдуме. Ирландцы в 2008 году на референдуме сначала провалили конституцию ЕС, а в 2009-м все же ее одобрили, но с жёсткими условиями: Брюсселю пришлось отказать от попыток, во-первых, легализовать запрещённые в Ирландии аборты, во-вторых, ужесточить ирландское налоговое законодательство и, в-третьих, привлечь ирландцев к формированию вооруженных сил ЕС (в нарушение принципа о военном нейтралитете, заложенного в конституцию Ирландии). 

Число союзников Великобритании может вырасти – в канун саммита Испания и Нидерланды покаялись в финансовых грехах, хотя в Брюсселе их об этом не просили. Испания призналась, что дефицит ее госбюджета за 2011 г., оказывается, 8,5%, а не 6%, как было заявлено раньше. Голландцы и вовсе предупредили, что 2012 год закончат с бюджетным дефицитом в 4,5%  вместо 3%, требуемых условиями Финансового пакта. Обе страны по правилам уже можно штрафовать минимум на полпроцента их ВВП, но у Брюсселя на это рука, похоже, не поднимется. 

На фоне настойчивых разговоров о близком крахе евро Лондон приступил к выработке мер по защите британской экономики, поскольку при таком развитии событий фунт стерлингов из статуса третьей мировой валюты поднимается до второй, но с последствиями, которые далеко не во всём ясны. Впрочем, любой вариант сужения еврозоны – это вода на мельницу британского фунта (как конкурента евро), который всё ещё фунт для Восточной Европы, Скандинавии, Латвии и Литвы. Если из ЕС удалят Грецию – фунт может с удовольствием занять в ней место евро.

Однако и континент не бездействует, располагая средствами, которыми можно пустить ко дну флагманское судно королевы морей. Одно из таких средств – продукт политики регионализации Европы под названием “независимость Шотландии”.  Об этом мы поговорим в другой статье.