От Союзного государства к Евразийскому союзу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Характерной особенностью празднования в Белоруссии Дня единения народов России и Белоруссии 2 апреля является полная зависимость степени торжеств и их размаха от текущего положения дел в белорусско-российских взаимоотношениях. Этот день всегда отмечается по-разному – от почти полного его игнорирования до едва ли не всенародного ликования. Так, 2 апреля 2010 года о Дне единения едва вспомнили, зато 2 апреля 2012 года были не только официальные мероприятия, но и широкое обсуждение темы в прессе и даже порядком подзабытые многочисленные тематические студенческие и школьные уроки-политинформации. 

Между тем от состояния российско-белорусских отношений зависит судьба и Единого экономического пространства, и создаваемого Евразийского союза.

В конце XX века, после разрушения СССР, миллионы людей, потерявших свои многолетние сбережения, оказались на гране бедности, пресловутый «цивилизованный развод» советских республик обернулся межнациональными конфликтами и локальными войнами. Элиты вновь образованных государств взяли курс на максимальное обособление, разрушая некогда слаженно работавший экономический механизм бывшего Советского Союза.

Образование Союзного государства России и Белоруссии явилось в своё время поворотным моментом в восстановлении разделённого по живому постсоветского пространства. Процесс сближения Белоруссии и России зачастую двигался неоправданно медленно, но всё равно он сыграл роль локомотива постсоветской интеграции. Заметно меняться к лучшему ситуация стала уже позже, с образованием ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства, но начиналось всё именно с Союзного государства. 

Напомню, что 2 апреля 1996 года Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании Парламентского собрания России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 года президенты подписали уже собственно Договор о Союзе Белоруссии и России. Далее шло поэтапное согласование позиций и подходов. В 1997 году создали Высший совет и Исполнительный комитет Союза Белоруссии и России. В 1998 году были разработаны и начали реализовываться первые союзные программы, были образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности и другие структуры. 

 8 декабря 1999 года президенты России и Белоруссии подписали, наконец, полномасштабный Договор о создании Союзного государства. 26 января 2000 года, после ратификации его парламентами обоих государств, договор вступил в силу. Были сформированы и действуют поныне союзные органы власти – Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.

Затем, однако, союзное строительство, во многом став точкой отсчёта для всей постсоветской интеграции, замедлилось на долгие годы. Фактически, сказав «А», так и не сказали «Б», на что были свои причины. Белоруссия и РФ – явно не сопоставимые по масштабу государства; это равносильно тому, как если бы, к примеру, интегрировались США и Новая Зеландия. Отсюда проблемы с политической частью – растворяться в Российской Федерации ни Белоруссия, ни сами белорусы не собирались, российская же сторона не желала иметь в новом союзном образовании такой же голос, как маленькая Белоруссия. Вторая проблема – разные формы собственности. Если у Белоруссии это в основном государственная собственность, то в России – частная. К тому же в Белоруссии изначально был приоритет социальной защиты и поддержки населения, выражавшийся в том, что даже убыточное предприятие в первую очередь должно думать о выплате зарплат и социальной сфере. Соединить эти два общественных строя было проблематично.

Ахиллесовой пятой Белоруссии является почти полное отсутствие углеводородов и металлов. Ко всему прочему основу экспорта Белоруссии составляют как раз продукты нефтепереработки, продукция двух гигантов – Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов. К тому же Белоруссия традиционно была сборочным цехом Советского Союза, ей удалось сохранить собственное мощное машиностроение, несмотря на отсутствие месторождений металлов – МАЗ (Минский автомобильный завод – грузовики, автобусы), БелАЗ (Белорусский автомобильный завод – большегрузные карьерные самосвалы), МТЗ (Минский тракторный завод – тракторы), производство комбайнов, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, велосипедов, телевизоров, холодильников, стиральных машин. Причём это всё модернизированное советское наследие, а не созданные заново сборочные линии иностранных производств. При прежних ценах на энергоносители из России Белоруссия умудрялась за счёт экспорта сводить концы с концами, однако повышение цены на голубое топливо и нефть поставили белорусскую экономику на край гибели.

Не могу согласиться с тем, что Белоруссия постоянно субсидировалась Россией. С точки зрения формальной – да, цены на энергоресурсы были ниже, чем для Европы или той же Украины. Однако давайте на мгновение представим, что было бы с российской экономикой, если бы РФ не продавала нефть и газ, а, как Белоруссия, вынуждена была бы их покупать. При оценке сравнительной эффективности двух экономических моделей надо учитывать и это.

Однако, поскольку у Белоруссии нет энергоресурсов, вопрос о нефти и газе стал ключевым во взаимоотношениях двух стран. Белоруссия отказалась и от российского рубля как единого платёжного средства, опасаясь потерять контроль над собственной экономикой.

К этому следует добавить и негативный фон тех лет, когда российско-белорусские отношения стали сотрясать сахарные, молочные и иные войны, участились взаимные выпады в адрес друг друга между Минском и Москвой. В Белоруссии, опрометчиво поверив в собственное «экономическое чудо», стали воспринимать дешёвые энергоресурсы едва ли не как данность, местные же националисты стали твердить о том, что по уровню экономического потенциала место Белоруссии в Евросоюзе.

Стало ясно, что развитие Союзного государства зашло в тупик. О нём ещё по инерции говорили, но уже искали выход из тупика, который состоял в том, чтобы привлечь к процессу интеграции новые действующие лица. 

 23 февраля 2003 года президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана заявили о намерениях двигаться в сторону формирования Единого экономического пространства. 15 сентября 2004 года в Астане все четыре страны договорились о совместных действиях. Однако Киев с самого начала занял особую позицию и разными способами тормозил этот процесс. Ситуация ещё больше усложнилась с приходом к власти на Украине В.Ющенко, который практически дезавуировал прежние договорённости и объявил о том, что стратегической целью Украины является евроинтеграция. Дальше двигались уже без Украины. 

 Однако и в трёхстороннем формате всё шло непросто. Лишь в конце 2010 года А.Лукашенко, убедившись в том, что на Запад ему дороги нет и его ожидаемую победу на президентских выборах 19 декабря 2010 года ни Евросоюз, ни США не признают, сделал выбор в пользу России. Этому способствовало и то, что попытка уйти от зависимости от российской нефти, покупая её в той же Венесуэле, оказалась экономически несостоятельной. 9 декабря, ровно за 10 дней до президентских выборов в Белоруссии, Россия, Казахстан и Белоруссия подписали все основные 17 документов о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Для А.Лукашенко это сыграло серьёзную положительную роль, потому что в 2010 году впервые начало зримо проявляться недовольство его политикой «многовекторности» со стороны белорусских сторонников интеграции с Россией. 

 Соглашения о ЕЭП были ратифицированы парламентами трёх государств, а 18 ноября 2011 года Д.Медведев, А.Лукашенко и Н.Назарбаев подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и регламент её работы. По сути это означало, что с 1 января 2012 года начинается полномасштабное строительство ЕЭП, основанное на принципах ВТО. Подчёркивалось, что к ЕЭП могут присоединиться любые государства, которые согласятся с его требованиями, и было заявлено стремление к образованию к 2015 году Евразийского экономического союза. Причём Белоруссия и А.Лукашенко предложили сделать это гораздо раньше, но со своими возражениями выступили Казахстан и Н.Назарбаев.

Экономические и политические наработки Союзного государства России и Белоруссии во многом послужили основой для образования ЕЭП.

Создание ЕЭП и будущего Евразийского экономического союза уже в краткосрочной перспективе должно принести ощутимые выгоды всем его участникам. Специалисты Евразийского банка развития провели экспертную оценку экономического эффекта такого объединения, просчитав также возможные последствия присоединения к нему Украины. (Исходя из геополитической логики, Единое экономическое пространство без Украины выглядит не до конца завершённым). Специалисты рассматривали период до 2030 года включительно. Если договорённости о ЕЭП заработают в полной мере, то к 2030 году ежегодный прирост ВВП за счёт механизма ЕЭП для Белоруссии может составить 14 млрд. долларов, для Казахстана – 13 млрд. долларов, для России – 75 млрд. долларов. Для Белоруссии это будет означать полное решение проблемы отсутствия энергоресурсов с возможностью не только ликвидировать свои долги, но и начать динамичное развитие своей экономики. Абсолютно нелишними будут добавочные средства и для экономик России и Казахстана, хотя для них это и не столь критично, как для Белоруссии. По словам директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Е.Винокурова, к 2030 году совокупный эффект России, Казахстана и Белоруссии от создания ЕЭП может составить до 900 млрд. долларов, а в случае присоединения Украины - 1,1 триллион долларов. 

Такие же исследования были проведены специалистами Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института экономики и прогнозирования НАН Украины (совместно с Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития). И вновь эксперты были единодушны в своих оценках: все стороны получат ощутимые выгоды, однако больше других - Белоруссия. Сейчас основную часть экспорта Белоруссия направляет в страны Евросоюза, что, учитывая непростые отношения с ЕС и постоянную угрозу санкций, ставит под вопрос экономическую безопасность страны. В случае же с ЕЭП белорусский экспорт может быть переориентирован с ЕС в ЕЭП и достичь 35% ВВП Белоруссии. Инвестиционная привлекательность Минска с учётом наличия квалифицированной рабочей силы и сравнительно развитых производств значительно возрастёт. Сама структура производства в Белоруссии останется приблизительно такой же, но возрастёт доля металлургии (с 2,3% в 2010 году до 4,2% ВВП в 2030 году) и машиностроения (с 12,8% в 2010 году до 16,2% ВВП в 2030 году), а также сельского хозяйства (с 7,0% в 2010 году до 7,8% ВВП в 2030 году) и пищевой промышленности (с 7,9% в 2010 году до 8,2% ВВП в 2030 году). Таким образом, членство в ЕЭП позволит Белоруссии не только сохранить, но и усилить позиции своего машиностроения и сельскохозяйственного производства, которые на сегодня наряду с нефтепереработкой являются основой белорусской экономики.

Серьёзные преференции ожидают и Казахстан, который так же, как и Россия, в значительной степени зависит от добычи углеводородов. Развитие в рамках ЕЭП позволит существенно уменьшить зависимость казахстанской экономики от добываемого сырья. Соответственно, уменьшится доля добывающей промышленности (с 28,1% в 2010 году до 22,6% ВВП в 2030 году) и вырастет доля машиностроения (с 2,8% в 2010 году до 7,2% в 2030 году).

Что касается России, то её экономика к 2030 году получит от создания ЕЭП свыше 2% прироста ВВП ежегодно, будет также постепенно развиваться тенденция к увеличению доли машиностроения (с 7,1% в 2010 году до 9,6% ВВП в 2030 году). Наконец, трудно переоценить значение геополитических преимуществ от образования ЕЭП и Евразийского экономического союза. 

Таким образом, все три страны - участницы ЕЭП совместно смогут укрепить свои позиции в индустриально-технической сфере. Общий эффект до 2030 года для России составит дополнительные поступления в сумме 632 млрд. долларов, для Белоруссии – 170 млрд. долларов, для Казахстана – 107 млрд. долларов.

Однако это только ожидаемый эффект, а в Белоруссии уже могут оценить результаты сделки по продаже России за 2,5 млрд. долларов «Газпрому» второй половины «Белтрансгаза». В связи с этой продажей на одной только цене покупаемого газа бюджет Белоруссии сэкономил от 1,8 миллиардов долларов до 3,9 миллиардов долларов. Эти цифры достаточно красноречивы уже сами по себе, а чтобы сделать их более наглядными, замечу, что это означает от 190 до 410 долларов на каждого жителя Белоруссии, включая младенцев. С учётом же вырученных от продажи «Белтрансгаза» средств - от 453 до 674 долларов.

Удушавшая белорусскую экономику петля дефицита углеводородов если и не снята, то существенно ослаблена благодаря масштабным инвестициям российского газового монополиста.

Поэтапная интеграция экономик России, Белоруссии и Казахстана повлечёт и более тесное их политическое взаимодействие. А это означает, что у них появится реальная возможность участвовать в определении правил игры на мировой арене, а не только вынужденно принимать правила, навязанные другими.