Геополитическая реконфигурация Центральной Азии, последовавшая за «арабской весной», постепенно приобретает всё более отчётливые очертания. Одним из её результатов может стать переход Узбекистана, недавно заявившего о приостановлении членства в ОДКБ, в лагерь военно-политических союзников США. И это - на фоне продолжающихся попыток Вашингтона свести на нет влияние Москвы в Киргизии и Таджикистане, где расположены российские военные базы.
15-17 августа состоялось трехдневное турне помощника госсекретаря США Роберта Блэйка по странам Центральной Азии. Первоначально он планировал посетить Киргизию, Узбекистан и Казахстан. В Астане предполагалось провести презентацию «Нового Шелкового пути» - активно продвигаемого Соединёнными Штатами проекта региональной интеграции, нацеленного на изоляцию России от важнейших трансконтинентальных коммуникаций в Евразии. Однако в последний момент график визита Р.Блэйка неожиданно был изменен в пользу Ташкента. 15 августа помощник госсекретаря США был принят президентом Узбекистана Исламом Каримовым. 16 августа в Министерстве иностранных дел Узбекистана состоялись третий раунд узбекско-американских политических консультаций и узбекско-американский бизнес-форум. Официально было сообщено, что на переговорах обсуждался «широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия, в числе которых вопросы сотрудничества в политической, торгово-экономической, социальной сферах и в области безопасности». Ни о каких конкретных договоренностях, если не учитывать наметившуюся активизацию торгово-экономического сотрудничества, не сообщалось. На деле, однако, такие договоренности, по-видимому, всё же имели место.
Главной интригой визита Р. Блэйка в Ташкент стало высказанное накануне казахстанской газетой «Литер» предположение о возможности размещения в Узбекистане военной базы США. Такой шаг, по мнению газеты, вытекает из внешнеполитического курса Ташкента, лишь на короткий период после андижанских событий 2005 года вынужденно установившего союзнические отношения с Россией. Газета предположила, что Узбекистан войдет в число ключевых союзников США, и это даст ему военную и финансовую помощь, а также «определенные гарантии относительно внешних и внутренних узбекских отношений». Кроме того, Ташкент сможет «спокойно отпустить вожжи в отношениях с соседскими странами, с которыми часто возникают ресурсные споры», а США, разместив свои военные объекты в Узбекистане, получат возможность влиять на Россию и Китай.
По всей видимости, публикация в «Литере», который является органом правящей в Казахстане партии «Нур Отан», появилась не случайно. 23 августа российская газета «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к МИД Узбекистана, сообщила, что Вашингтон и Ташкент начали переговоры о создании на узбекской территории Центра оперативного реагирования с задачами «координации действий» на случай обострения ситуации после намеченного на 2014 г. вывода войск США из Афганистана. Речь, по словам источника «Коммерсанта», идет о крупнейшем военном объекте США в Центральной Азии. Прояснился и смысл планов США оставить часть вывозимой из Афганистана военной техники странам региона. Большая ее часть достанется Узбекистану и будет использована для создания упомянутого Центра оперативного реагирования. Часть оборудования передаётся Узбекистану безвозмездно, другая – на временное хранение.
Американцы уже имеют опыт использования военных баз в Узбекистане. С 2001 по 2005 гг. на военном аэродроме в Ханабаде, расположенном на территории Кашкадарьинской области в 10 километрах от города Карши, находилась военная база США, получившая название Карши-Ханабад. Статус базы регулировался соглашением, заключенным в октябре 2001 г. США фактически заново построили аэродром, разместив на нем эскадрилью военно-транспортных самолётов C-130, около десяти вертолётов Black Hawk и 1500 военнослужащих. База в Карши-Ханабаде использовалась для поддержки военных действий США в Афганистане. «Медовый месяц» в отношениях двух стран закончился после того, как США под давлением общественности потребовали от узбекских властей независимого расследования андижанских событий 2005 г. В июле 2005 г. Узбекистан заявил, что США должны прекратить использование базы в течение полугода, и в ноябре последний американский самолет покинул Карши-Ханабад. Авиация частично была переброшена в Баграм, частично – на базу США в киргизском аэропорту Манас.
Создание Центра оперативного реагирования, о котором пишет «Коммерсант», предполагает гораздо более серьезное американское военное присутствие. Часть американских войск, оставляя Афганистан, продвинется на север, на территорию бывшего СССР. На новой военной базе США, если американцы её получат, должны базироваться не только боевая и военно-транспортная авиация, но и бронетехника, транспорт, помещения для военнослужащих, склады с продовольствием и вооружением и т.п. Численность размещенных здесь войск значительно превзойдет ту, что была на авиабазе в Карши-Ханабаде. В Вашингтоне, таким образом, рассчитывают сделать своим союзником крупнейшую по численности населения и вторую по экономическому потенциалу страну Центральной Азии с исключительно выгодным географическим положением. Узбекистан граничит с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Афганистаном и находится в непосредственной близости к границам Китая и Ирана. Все эти страны окажутся в зоне прямой досягаемости тех сил и средств, которые предположительно разместятся на новой военной базе США.
В этих условиях Москва не может не предпринимать шаги по укреплению своих позиций в Киргизии и Таджикистане. В середине августа в Киргизии завершились двухдневные переговоры между президентом Алмазбеком Атамбаевым и российской делегацией во главе с первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым. Осенью планируется подписать три соглашения: о сотрудничестве в военно-технической, экономической и энергетической сферах. Крайне важное для Киргизии соглашение с российской стороной о строительстве ГЭС «Камабарата-1» и Верхненарынского каскада ГЭС планируется подписать ещё до 15 сентября. Самое главное – Киргизия согласилась на подписание соглашения о создании на её территории объединенной российской военной базы (срок действия соглашения - 15 лет). Остаётся, однако, нерешённым вопрос: продолжит ли после 2014 г. действовать авиабаза США в Манасе или же Алмазбек Атамбаев выполнит, наконец, свое предвыборное обещание и база будет закрыта.
Неясно и место в новой расстановке сил Таджикистана, с которым Москве пока не удаётся договориться о сроках размещения 201-й российской базы. По неофициальной информации, таджикское руководство предложило Москве на время отказаться от подписания нового соглашения, выразив готовность до 2016 г. продлить действие нынешнего договора. Дескать, после 2016 г. в Душанбе будут готовы заключить соглашение на тех условиях, которые устраивают Россию. Дело в том, что в 2013-2014 гг. республике предстоят президентские и парламентские выборы и не исключена смена руководства (желающие занять место Э.Рахмона имеются; поддержка, в том числе за океаном, у этих желающих тоже есть). Поэтому устроит ли российскую сторону оттягивание решения вопроса по 201-й базе на 4 года, сказать трудно.
В случае если в Узбекистане действительно появится Центр оперативного реагирования США, Россия будет поставлена перед необходимостью решать принципиально новые геостратегические задачи. Вместо временных, как утверждалось ранее, баз, предназначавшихся для снабжения войск НАТО в Афганистане, полномасштабная американская военная база будет развёрнута - на неопределённо длительный срок - на территории, еще недавно составлявшей единое с РФ государство. А это равнозначно тому, как если бы Россия разместила свою военную базу в Мексике, Никарагуа или на Кубе…