Перейти к основному содержанию

Куда идет Евросоюз – большой-большой секрет... (I)

В настоящее время на карте Евросоюза всё больше вырисовываются два противостоящих лагеря. Один из них включает «проблемные» страны Средиземноморья вкупе с аграрной Ирландией. Эти страны всё глубже погружаются в бюджетно-долговой кризис, в котором винят уже не столько свои правительства, сколько «мировую закулису», которая, как утверждают, намеренно спровоцировала кризис, дабы нажиться на спекулятивных операциях и многомиллиардных кредитных программах. Лагерю «южан» противостоят Германия, Нидерланды и Финляндия, критикующие южную периферию ЕС за мотовство и нежелание жить по средствам...

Европейские фондовые рынки в последние недели стали повторять прохождение своеобразного цикла. Как только прозвучит очередное заявление высокопоставленных политиков или финансистов в поддержку евроинтеграции и еврозоны, биржевые индексы немедленно реагируют повышением. Однако уже спустя пару дней оптимизм сменяется скептицизмом. Индексы идут вниз, а в СМИ с новой силой вспыхивают дискуссии: а имеются ли вообще у Брюсселя конкретные планы преодоления кризиса? И даже если такие планы есть, они порождают больше вопросов, чем дают ответов.

Последней новостью на эту тему стало свидетельство немецкого еженедельника Der Spiegel. По его данным, Европейский центробанк (ЕЦБ) готовит очередной план спасения еврозоны – на этот раз с введением коридора доходности государственных облигаций «проблемных» стран. Обнародовать план хотят не ранее середины сентября, а ведь между тем еврочиновники и финансисты хронически запаздывают с принятием антикризисных решений.

Впервые министры финансов ведущих стран-членов ЕС озаботились созданием антикризисного плана весной 2010 года. Тогда было решено создать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), а общая стоимость антикризисных мер была оценена в 75 млрд. евро. Однако реальных мер предпринято не было, и цена вопроса спасения еврозоны, естественно, возросла.

В конце 2011 года ЕС признал, что стоимость одного только пакета финансового оздоровления Греции составит 130 млрд. евро. И тут же выделение этих средств было решено растянуть на многие месяцы, увязав его с периодической оценкой состояния дел в греческой экономике. Одновременно было решено увеличить объект средств EFSF уже до 1 триллиона евро и создать на его основе Европейский стабилизационный механизм (ESM).

Поскольку антикризисные механизмы так и не заработали, на средиземноморской периферии еврозоны, а также в Ирландии наметился «эффект домино». Теперь уже на повестку дня встало спасение банковской системы Испании, и стартовая цена вопроса была определена в 100 млрд. евро. Между тем рост доходности государственных облигаций уже не только Греции, но также и Италии, Испании и Португалии указывал на комплексный характер проблемы. Греческие и португальские ценные бумаги уже оставили далеко позади установленный европейскими чиновниками критический рубеж в 7%, испанские и итальянские вот-вот последуют их примеру. Глава ЕЦБ Марио Драги «по горячим следам» заявил о необходимости принудительного выкупа «кризисных» облигаций на общеевропейские деньги и даже выпуска специальных антикризисных общеевропейских евробондов – и тут же натолкнулся на отповедь из Берлина, где не желают бороться со спекулятивными пузырями, надувшимися по всей Южной Европе, за счёт немцев.

В настоящее время на карте Евросоюза всё больше вырисовываются два противостоящих лагеря. Один из них включает «проблемные» страны Средиземноморья вкупе с аграрной Ирландией. Эти страны всё глубже погружаются в бюджетно-долговой кризис, в котором винят уже не столько свои правительства, сколько «мировую закулису», которая, как утверждают, намеренно спровоцировала кризис, дабы нажиться на спекулятивных операциях и многомиллиардных кредитных программах. Лагерю «южан» противостоят Германия, Нидерланды и Финляндия, критикующие южную периферию ЕС за мотовство и нежелание жить по средствам…

Продолжение помощи Греции зависит от итогов очередной проверочной миссии экспертов ЕС, ЕЦБ и МВФ. Итоги проверки обнародуют не ранее октября. Правда, канцлер Германии Ангела Меркель после переговоров с новым главой греческого правительства Антонисом Самарасом уже дала понять, что программа международной помощи Афинам «останется в силе». [1] По ее словам, греческие власти выполняют взятые на себя обязательства по поведению бюджетных реформ и сокращению государственных расходов. Однако пока лидеры стран ЕС уговаривали греков, из повиновения начали выходить немецкие министры и глава Бундесбанка Йенс Вайдманн. Как пишет The Financial Times, последний категорически против интервенции ЕЦБ на долговые рынки путем скупки «проблемных» гособлигаций. «Мы не должны недооценивать риск того, что финансирование Центробанка может вызвать привыкание, как наркотик», - говорит Й.Вайдманн. [2] А генеральный секретарь входящего в правящую германскую коалицию Христианско-социального союза Александер Добриндт тот и вовсе утверждает, что в 2013 году Греция перестанет быть частью еврозоны, следовательно, спасать ее бесполезно. [3]

В итоге Меркель оказалась в положении, в чем-то еще более опасном, чем лидеры Греции. Последние могут списывать тяжелое социально-экономическое положение на пришедший из США кризис, ошибки ЕС и злую волю банкиров. А федеральному канцлеру отступать некуда. В 2013 году - всеобщие выборы, заставляющие Меркель делать заявления в поддержку того же главы Бундесбанка. Федеральный канцлер, в частности, уже дала понять, что разделяет его тревоги, да и вообще - нет ничего «необычного» в том, что внутри ЕЦБ «ведутся споры».

Сложнее обстоит дело с общеевропейскими антикризисными планами. Последняя новация от Марио Драги предусматривает введение нового потолка для роста доходности гособлигаций европейских стран. Судя по всему, это будет не уровень в 7%, а нечто, привязанное к доходности германских ценных бумаг. Пока речь идет о применении подобной меры к испанским и итальянским ценным бумагам. Очевидно, спасение Греции, Португалии и Ирландии уже сейчас представляется Европейскому центробанку чрезмерно затратным и хлопотным делом.

Из логики данного плана вытекает, что как только доходность «тонущих» греческих облигаций существенно превысит аналогичный показатель Германии, эти бумаги надо будет выкупать. И притом за счет средств преимущественно Германии. Неудивительно, что члены немецкого правительства все громче бьют тревогу. Ангела Меркель пока призывает их не нагнетать страсти и дождаться хотя бы вердикта национального Конституционного суда. Последний должен высказаться 12 сентября по поводу того, соответствует ли Основному закону ФРГ создание ESM. Если судьи скажут «нет» - еврозону в ее нынешнем виде вряд ли что-то спасёт. Пока же у Евросоюза остаются возможности для маневра, хотя при этом, возможно, придется пожертвовать не только Грецией, но и Португалией.

Тем временем на поле торгов по поводу спасения еврозоны все более активно выходит еще один игрок – Финляндия. По данным The Economist, именно ей дороже всего обойдется спасение еврозоны. А потому это издание предположило, что пока ЕЦБ и другие институты ЕС будут спасать Грецию, на выход из еврозоны проследует Финляндия. Дело в том, что предлагаемая Марио Драги и его сторонниками идея объединения суверенных долгов стран еврозоны и их равномерное распределение между всеми государствами ударит по Хельсинки ещё сильнее, чем по Берлину. Согласно данным МВФ, совокупный долг стран еврозоны составит в 2013 году 91% от их ВВП. В самой же Финляндии отношение долга к ВВП - всего 53%. Лучше этот показатель только у Эстонии и Люксембурга. Понятно, что равномерное перераспределение долгов нанесет финнам заметный экономический ущерб. К тому же финская экономика исторически имеет более тесные связи за пределами еврозоны. Только 31% финского экспорта приходится на страны еврозоны - это меньше, чем даже у Великобритании. Пять из семи важнейших торговых партнеров Финляндии находятся за пределами еврозоны - это, прежде всего, Россия, а также Швеция и Норвегия. Так что Финляндия не видит особых резонов спасать еврозону, тем более за свой счет. Финские банки имеют сравнительно незначительные «проблемные активы» в финансовых организациях «проблемных» стран. По этим показателям финны выглядят даже менее «евроинтегрированными», чем не имеющие евро шведы и норвежцы.

Неудивительно, что вице-премьер и министр финансов Финляндии Ютта Урпилайнен уже пообещала, что ее страна «не взвалит на себя спасение евро, не позаботившись о цене». Конкретно речь идет о том, что Хельсинки потребовал от ЕС застраховать финские взносы на спасение Греции и испанских банков. До такой «наглости» не дошла даже Германия. [4]

Пока же в брюссельской штаб-квартире Европейского союза и в столицах стран-членов этой организации напряженно ожидают доклада работающих в Греции экспертов ЕС, ЕЦБ и МВФ. От их вердикта зависит продолжение международной финансовой помощи Афинам, а значит вероятность греческого дефолта. Сейчас финансовые аналитики оценивают данную вероятность в 75%. Именно таковы шансы на выход Греции из еврозоны. По прогнозам, первой за Грецией может последовать Португалия, где тоже уже начала инспекцию «тройка».

Больше всего тревожит опасный рост доходности португальских государственных долговых обязательств. Этот показатель уже превысил отметку в 9%, выйдя за пороговое значение в 7%. Именно превышение данного показателя, по мнению экспертов ЕЦБ, автоматически ставит страну в очередь получателей международной помощи. Кроме того, Португалия числится в лидерах по уровню безработицы. Как сообщает Eurostat, в мае с/г года этот показатель для Португалии составлял 15,2% трудоспособного населения. Выше безработица только в Эстонии, Латвии и Греции, но Латвия не входит в еврозону, а эстонская экономика пока видится европейским экспертам более прочной, чем португальская. [5]

Еще весной 2011 года тогдашний глава португальского правительства Жозе Сократиш признал, что его страна нуждается в помощи со стороны МВФ и Европейского фонда финансовой стабильности на сумму в 80 млрд. евро. В октябре 2011 года рейтинговое агентство Moody's понизило кредитные рейтинги девяти португальских банков. Агентство объяснило свой шаг снижением способности португальских банков «действовать на финансовом рынке без внешней поддержки». По мнению экспертов Moody's, ситуацию могли бы переломить «усилия национального правительства по рекапитализации банков и планы по их дополнительному кредитованию», но реализация подобных планов, в свою очередь, несет в себе «существенные риски». [6]

Не исключено, что в борьбе с «эффектом домино» в еврозоне Евросоюзу придется рассчитывать только на собственные силы. По свидетельству аналитика базирующегося в Брюсселе Центра европейской политики Яниса Эммануилидиса, другой ключевой донор стран еврозоны – МВФ - проявляет намерение отойти в сторону даже от спасения Греции. Здесь многое будет зависеть не столько от докладов оценочных миссий в Греции и Португалии, сколько от соотношения политических сил в самом ЕС. По словам Яниса Эммануилидиса, в ближайшее время можно ожидать выработки какого-то «среднего пути», позволяющего оставить обе страны в еврозоне и при этом достичь определенного консенсуса в рамках ЕС относительно антикризисных мер. В настоящее время руководство Евросоюза обсуждает вариант нового списания долгов по греческим гособлигациям. Данная мера могла бы помочь избежать дефолта «проблемных» стран и одновременно обеспечить Европейскому центробанку поддержку со стороны Германии, выступающей против бесконечного продления финансовой помощи Греции. Кроме того, подобные меры могли бы разорвать или, по крайней мере, ослабить финансовую удавку на шее «проблемных» экономик и дать импульс необходимым структурным реформам и инвестициям, являющимся важнейшим средством преодоления кризиса на пространстве еврозоны. [7]

Если даже спасение Греции и Португалии представляется вопросом «политическим», то в еще большей степени это относится к Кипру, который также рассчитывает на международную помощь. В первую очередь – на поддержание национальной банковской системы. Кипрское правительство неоднократно заявляло о готовности получить помощь не только из фондов Евросоюза, но и от России в виде кредита (на сумму до 5 млрд. евро). Российские условия кредитования являются более щадящими для Никосии, так как не имеют отношения к навязываемым Брюсселем антикризисным механизмам. Однако вряд ли ЕС согласится на углубление российско-кипрского финансового взаимодействия - ведь этот пример может стать заразительным для тех же Греции и Португалии, увеличивая влияние России на европейском пространстве.

О том, что политические споры в Евросоюзе по вопросу помощи «проблемным» странам становятся всё более жаркими, косвенно говорит и неожиданное решение Брюсселя продлить работу оценочной миссии в Греции. Если ранее предполагалось завершить ее не позже 31 августа, то теперь эксперты «тройки» (ЕС, ЕЦБ и МВФ) решили вернуться в Афины в начале сентября. По словам официального представителя Еврокомиссии Саймона О’Коннора, после этого работа миссии «займет еще несколько недель». [8] О новых шагах ЕС в отношении Греции, скорее всего, станет известно самое раннее на заседании Еврогруппы министров финансов государств-членов ЕС 8 октября в Люксембурге. А значит, и Португалии с Кипром предстоит набраться терпения.

 

(Окончание следует)

 

 

[1] REUTERS 0938 270812 GMT

[2] The Financial Times, 27.08.2012

[3] Der Spiegel, 27.08.2012

[4] The Economist 23.08.2012

[5] http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-02072012-AP/EN/3-02…

[6] http://www.bbc.co.uk/news/business-15211230

[7] REUTERS 0938 270812 GMT

[8] AFP 271050 GMT AUG 12

Оцените статью
0.0