Знакомство с документами XVIII съезда КПК, завершившегося в Пекине в середине ноября, утверждает в мысли о фундаментальном характере перемен, происходящих на планете. Соотношение сил между Западом и Востоком продолжает меняться в пользу последнего, а Китай, безусловно, идёт в авангарде этого движения… Пекин опирается при этом на внушительную экономическую мощь и ставшее привычным идейное обоснование внутренней и внешней политики. Оно в основных чертах повторено в докладе Ху Цзиньтао – если сравнивать этот документ с материалами предыдущих съездов 2002 и 2007 годов. Страна продолжает строить социализм с китайской спецификой (и, добавим, социалистический рынок (1)), опираться на наследие Маркса, Ленина, идеи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя, а также научную концепцию развития, ассоциируемую с деятельностью уходящего состава руководства (2).
И хотя многие пункты этого идейного обоснования, казалось бы, затвердели от времени (пересматривать собственную историю в Пекине не собираются), доклад вполне адекватен переменам в мире и месту в нём Китая, – как, впрочем, и сложности задач, стоящих перед КНР на нынешнем этапе её развития.
Стоит обратить внимание на то, что у китайских коммунистов отсутствует головокружение от достигнутых успехов (3), и внутренняя ситуация в стране (а именно ей в основном и посвящаются доклады на съездах) характеризуется в достаточно тревожных выражениях. При этом предложены конкретные пути смягчения социальных и региональных противоречий в многоликом китайском обществе, облик которого в наши дни во многом определяют продолжение модернизации и небывалый в истории человечества масштаб урбанизации. С особой тревогой затронуты проблемы окружающей среды и коррупции, нависшие над страной. Подчёркивается в документах съезда и необходимость трансформации существующей экономической модели (этот процесс, замечу, начался уже в минувшей пятилетке, но был затруднён мировым кризисом) в сторону усиления роли внутреннего потребления, расширения сферы услуг, энергоэкономии и инновационного развития.
Задачи партии сфокусированы вокруг важнейшего вопроса – повышения благосостояния населения. Поставлены амбициозные цели удвоения душевых доходов к 2020 году, планомерного перевода трудовых мигрантов в число городского населения, решительного улучшения систем социального страхования и медицинского обеспечения. Среди инструментов решения этих проблем – рост перераспределительной роли государства, возвращение исторического долга деревне со стороны промышленности и городов. Это – долговременный курс, призванный решить и макроэкономические задачи: более равномерное распределение способно повысить внутренний спрос. Проблемы бедности, в том числе в самых отсталых районах страны, при сохранении нынешней динамики и даже ее снижении уже не выглядят непреодолимыми.
К достижениям Китая в минувшей пятилетке справедливо отнесено, в частности, успешное противостояние мировому финансовому кризису («мы первыми в мире осуществили стабилизацию экономики и восстановили её рост»). Стоит напомнить, что решающую роль в борьбе с кризисными явлениями сыграла реализация гигантского государственного инвестиционного пакета. Инфляционные последствия кредитной накачки к настоящему времени уже преодолены. Более того, в дни, когда проходил съезд, статистики сообщили о благоприятных сдвигах в экономической динамике, и, похоже, в четвертом квартале 2012 годы темпы роста ВВП Китая повысятся – впервые за полтора с лишним года. Учитывая крайне вялую конъюнктуру в развитых странах и сравнительно низкие темпы роста китайского экспорта, это, возможно, знаковое событие, сигнализирующее о продолжении трансформации китайской экономической модели и, в частности, некотором снижении зависимости хозяйства КНР от внешнего спроса.
В политико-идеологической области сохранён курс на строительство правового социалистического государства, полезные достижения мировой политической культуры планируется использовать, «ни в коей мере не копируя политической системы Запада». Китай намерен также повышать мягкую силу государства, сосредоточенную в национальной культуре, «ориентированной на модернизацию, весь мир и будущее», и стать «социалистической культурной державой».
В пунктах доклада, затрагивающих международное положение Китая, заслуживает упоминания оценка нынешнего исторического этапа как периода, когда «небывало ожесточилась конкуренция в совокупной государственной мощи». В связи с этим обстоятельством, а также в связи с отмеченным в докладе Ху Цзиньтао «ускоренным развитием в мире новой военной революции» перед страной и армией поставлена задача проведения военно-стратегического курса на «активную оборону нового периода». Китай в рамках этого курса «будет уделять повышенное внимание безопасности морского, космического и сетевого пространства», усиливать возможности «завоевания победы в локальных войнах, идущих в условиях информатизации». Одновременно, фиксируя рост совокупных сил формирующихся рыночных экономик и развивающихся стран, доклад отмечает, что «соотношение международных сил развивается в сторону, благоприятную для защиты мира во всем мире». Среди угроз миру выделены гегемонизм, политика силы и неоинтервенционизм. Тревожит Пекин и обострение глобальных проблем продовольственной, энергоресурсной и сетевой безопасности.
В документах съезда подтверждена внешнеполитическая линия Китая, направленная против гегемонизма и силовой политики, применения оружия и угроз его применения, а также подрыва законной власти в других странах. Подтверждён и курс на особо тесные отношения с соседними странами (4). Фактически реализуется формула «хороший сосед важнее, чем дальний родственник» – как бы в противовес традиционному постулату «враг моего соседа – мой друг».
К числу сравнительно новых пунктов во внешнем курсе Китая стоит отметить выдвижение страны в число активных сторонников дальнейшей либерализации международного движения товаров и отчасти капитала. «Продолжая выступать за равенство прав и обязанностей и принимая активное участие в глобальном экономическом управлении, Китай продвигает либерализацию и возражает против всякого рода протекционизма», – отмечается в докладе. Это – вполне назревшая декларация, учитывая нынешний уровень конкурентоспособности КНР, достигнутый, однако, во многом благодаря десятилетиям протекционистской политики.
Добавлю, что укрепление центральной власти в России в новом веке положительно воспринимается китайским руководством и научным сообществом. Между российской и китайской сторонами складывается все более глубокое взаимопонимание по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Поддержка полицентризма и социально-политической стабильности в Азии также предполагают взаимное доброжелательное отношение к укреплению позиций друг друга. Кроме того, возникает общее понимание того, что политическое развитие как спутник модернизации отнюдь не обязательно должно ограничиваться формальной демократизацией и может иметь значительную специфику, связанную с особенностями крупных и в чём-то отсталых стран. Им надлежит двигаться соразмерно собственной истории.