Перейти к основному содержанию

Кто и от кого спасает Кипр?

...В Берлине не скрывают, что жесткость германских требований кардинальной реструктуризации кипрской банковской системы вызвана желанием нанести удар по связанным с Кипром финансовым интересам двух стран  - Великобритании и России. А это не предвещает ничего, кроме продолжения финансовых войн в Европе...

Принятое Еврогруппой в ночь на 25 марта, за сутки до наступления часа икс, решение о параметрах финансового спасения Кипра способно оказаться «миной замедленного действия» под всем зданием Европейского союза. В программе, согласованной министрами финансов еврозоны, в жертву кризису приносится второй по величине кипрский банк Laiki Bank. Его реструктуризация должна позволить вздохнуть с облегчением владельцам депозитов до 100 тысяч евро, но этого нельзя сказать о владельцах депозитов свыше 100 тысяч евро, а также акционерах и держателях облигаций самого банка. По некоторым оценкам, соответствующие депозиты могут лишиться от 30% до 40% своего наполнения в евро. И, как заверил собравшихся глава Еврогруппы Йерун Дейсельблум, подобная реструктуризация должна принести Кипру свыше 4,2 млрд. евро – немногим меньше той суммы, которую планировалось выручить от введения тотального налога на депозиты. Реализация согласованной Еврогруппой программы «будет очень тяжелой для страны», признал комиссар ЕС по экономическим делам Олли Рен. [1] Следует также иметь в виду, что обещанный Кипру Евросоюзом, Европейским центробанком (ЕЦБ) и МВФ кредитный транш поступит не раньше мая. [2] А значит, угроза удара по финансовой системе Кипра с возможной цепной реакцией на другие страны еврозоны сохраняется. 

Вторую неделю мировые биржи живут «по кипрскому времени». Они отошли от первоначального шока, когда некоторые индексы претерпели максимальное падение за период с лета 2012 года. [3] Однако говорить о возвращении на исходные позиции не приходится. Как откровенно высказался эксперт компании Baring Asset Management Ltd. Кхим До, «я не думаю, что распродажа акций из-за кипрской проблемы основана на преувеличении. Они поступают несправедливо, и это заставляет инвесторов нервничать». [4] Ответить на вопрос, кто такие «они», поступающие «несправедливо», не так просто. Ситуация вокруг Кипра потому и приобрела штормовой характер, что в ней оказались переплетены интересы различных мировых сил.

Основатель и гендиректор брокерской компании Saxo Bank Ларс Сейер Кристенсен называет вещи своими именами. По его оценке, действия руководства ЕС и МВФ в кипрском вопросе – «прямое нарушение основополагающих прав на имущество, навязанное зарубежными державами небольшой стране». «После такого каждый вкладчик в Европе должен испугаться за свои сбережения. Если они сделали это один раз, то смогут сделать и второй», - говорит эксперт, отмечая, что действия ЕС могут привести к массовому оттоку капитала из «проблемных» стран еврозоны. [5]

Первый фигурант скандала – это, безусловно, руководство Евросоюза, взявшее на себя функции по выведению Европы из кризиса. К его деятельности и ранее было немало вопросов, в частности в плане крайне жестких требований по сокращению бюджетного дефицита Греции. Однако эти требования формально укладывались в общую антикризисную программу ЕС, требующего от «проблемных» стран научиться жить по средствам. То же самое относится и к другой «проблемной» стране Средиземноморья – Португалии. Посетившая эту страну очередная инспекционная миссия Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ признала, что португальские власти страны пока не смогли достичь требуемых бюджетно-финансовых показателей. Однако Брюссель в ответ не стал требовать замораживания счетов в местных банках, не говоря уже о списании находящихся на них средств. 

Не секрет, что решение Еврогруппы стало результатом беспрецедентного давления со стороны Германии. Многие в Брюсселе до последнего момента даже не знали подробностей как минимум двух из трех обсуждавшихся кипрской стороной законопроектов, которые были разработаны в качестве альтернативы налогу на депозиты. Берлин же изначально настаивал на сокращении размеров банковской системы Кипра и участии кредиторов в рекапитализации банков. [6]

В создании паники на мировых фондовых и валютных биржах могли быть особенно заинтересованы три ключевых игрока – известный биржевой спекулянт Джордж Сорос, Международный валютный фонд и приближающаяся к сентябрьским всеобщим выборам Германия.

Сначала о Соросе. Именно хедж-фонд Quantum Fund NV, зарегистрированный как офшорная компания на острове Кюрасао, снискал себе славу одного из крупнейших финансовых спекулянтов. В течение «черной среды» 16 сентября 1992 года Сорос, по некоторым оценкам, заработал свыше миллиарда долларов на падении британского фунта. Сам финансист объяснил свой успех следованием «теории рефлексивности фондовых рынков». Согласно этой теории, решения о покупках и продажах ценных бумаг принимаются на основе ожиданий цен в будущем, а поскольку ожидания - категория психологическая, они могут подвергаться информационному воздействию.

Таким образом, для атаки на ту или иную валюту необходимы согласованные «информационные удары» и одновременные действия валютных спекулянтов по расшатыванию финансовых рынков. В последние месяцы Сорос сфокусировал свои «информационные удары» на евро. Он, в частности, спрогнозировал выход из еврозоны Германии, что очень хорошо сочетается с нынешним нарастанием противоречий между Берлином, с одной стороны, и «проблемными» Грецией и Кипром - с другой. Эксперты Capital Economics подсчитали, что в случае развала еврозоны возродившиеся из небытия национальные валюты Германии, Франции, Австрии и Нидерландов укрепятся на треть, а это создаст уникальную возможность для многомиллиардных валютных спекуляций. Как говорит управляющий инвестициями компании Tanrich Securities Джексон Вонг, «ситуация на Кипре взбаламутила глобальные настроения». [7] В такой мутной воде хорошо ловится золотая финансовая рыбка.

Отдельный вопрос - Россия и ее авуары на Кипре. Хотелось бы знать: какой была бы реакция ЕС, если бы речь шла не о российских активах, которые могут составить более трети ценных бумаг в кипрских сейфах, а, допустим, о немецких или французских? Последние хранятся, в частности, в Люксембурге. Способны ли европейцы принять по Люксембургу решения, аналогичные кипрским?

В набирающем силу скандале хорошо прослеживается и сомнительная роль МВФ. Его директор-распорядитель Кристин Лагард с завидной регулярностью обнародует панические финансовые прогнозы по еврозоне, хотя ее ведомство вроде бы должно стоять на страже политической и экономической стабильности. Кристин Лагард, похоже, намекает: именно объединенными усилиями, сосредоточенными вокруг МВФ, можно достичь лучших результатов, но для этого надо увеличить ресурсы самого МВФ.

К слову, как раз «на гребне» нынешнего кризиса вокруг Кипра госпожой Лагард заинтересовались правоохранительные органы ее родной Франции. В парижской квартире главы МВФ прошли обыски в рамках расследования дела о потенциальном превышении должностных полномочий в 2008 году. Тогда Лагард работала министром экономики и финансов Франции. По свидетельству западных экспертов, теперь она «может оказаться на скамье подсудимых за соучастие в незаконном присвоении средств и подлоге». [8]

Наконец, повышенная активность Германии. Берлин спешит использовать созданную ситуацию вокруг Кипра в своих целях. Входящие в правящую коалицию партии Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) на экстренном заседании при участии федерального канцлера Ангелы Меркель еще до заседания Еврогруппы выработали собственные условия «спасения» Кипра. По свидетельству председателя парламентской фракции ХДС-ХСС Фолькера Каудера и его заместителя Михаэля Майстера, Кипр должен гарантировать свое собственное участие в обеспечении устойчивости госдолга на сумму в 6 млрд. евро. А главное - Кипр должен перестроить структуру своей экономики в русле интересов Германии. «Мы требуем реструктуризации банков», - сообщил Фолькер Каудер. - Такой банковский сектор для Кипра просто слишком велик». «Уже на протяжении недель ясно, что желаемый Кипром объем пакета помощи не отвечает возможностям этой страны. Создавать бездонную бочку не имеет смысла», - поддержал своего единомышленника эксперт ХДС по бюджетным вопросам Норберт Бартле. [9] 

В Берлине не скрывают, что жесткость германских требований кардинальной реструктуризации кипрской банковской системы вызвана желанием нанести удар по связанным с Кипром финансовым интересам двух стран - Великобритании и России. А это не предвещает ничего, кроме продолжения финансовых войн в Европе…

[1] AFP 250233 GMT MAR 13
[3] ИНТЕРФАКС-АФИ 0853 190313 MSK 19.03.2013 08:54
[4] ПРАЙМ 20/03/13 13:53 20.03.2013 13:54
[5] ИНТЕРФАКС 0943 190313 MSK 19.03.2013 09:44
[6] The Wall Street Journal, 22.03.2013
[7] AFP 220919 GMT MAR 13
[8] La Repubblica, 21.03.2013 
[9] ИТАР-ТАСС 22.03.2013 15:22
Оцените статью
0.0