Треугольник
После окончания в 2010 году периода внешнеполитических колебаний и прекращения попыток выстроить независимо от России энергетические мостики к Ирану и Венесуэле внешняя политика Минска оказалась жестко детерминированной треугольником интересов Россия - Запад (ЕС и США) - КНР. Роли в треугольнике расписаны вполне однозначно…
Китай занимает по отношению к Белоруссии нейтрально-благожелательную позицию, поддерживая её в периоды обострений отношений с Западом. Россия осуществляет внешнеполитическое прикрытие Белоруссии, что стало особенно заметно после образования Таможенного союза. Запад пытается делегитимизировать нынешнюю власть с тем, чтобы передать бразды правления своим ставленникам из прозападной оппозиции.
Вместе с тем в последние полгода, с момента прихода на пост главы белорусского МИД Владимира Макея, бывшего главы администрации президента, стало заметно движение властного центра в сторону отказа от конфронтации с Западом. Это дало свои результаты – с главы белорусского МИД сняли визовые санкции и разрешили въезд в Европу. Тем не менее серьезные проблемы в отношениях по линии Беларусь - Запад остаются, и в преддверии начинающегося в 2014 году избирательного цикла (2014 год – выборы в местные советы, 2015 год – выборы президента, 2016 год – выборы в парламент) они, скорее всего, будут обостряться.
В то же время менять что-то кардинально внутри уже давно сформировавшейся политической системы белорусские власти не намерены. Понимает это и Запад. Только если США ориентированы на более жесткий сценарий в отношении властей республики, то Европа проводит более сложную линию с учетом позиции стран-соседей Белоруссии – Польши, Литвы и Латвии.
При этом, например, вопрос о политзаключенных не является для Запада ключевым. Это, скорее, фактор давления на белорусские власти с целью добиться уступок по другим, гораздо более важным вопросам. Так, если с будущими президентскими выборами всё понятно в силу слабости основных оппонентов нынешнего главы республики, то парламентские выборы представляют некоторый интерес: пойдут ли белорусские власти на введение пропорционально-мажоритарной системы (выборы по партийным спискам) или избирательная система останется исключительно мажоритарной?
Введение партийных списков и появление в парламенте нескольких партийных депутатов должно положительно сказаться на отношении Запада к вопросу о легитимности парламентских выборов. Если это произойдет, то Запад подаст сигнал и на дальнейшую разморозку белорусско-западных отношений на 2017-2020 годы.
Вместе с тем помимо политических существуют еще и экономические факторы, которые могут оказать существенное влияние на избирательный цикл 2014-2016 годов.
Внутриэкономические трудности
Во-первых, происходит серьезное падение продаж белорусской продукции на внешних рынках. Экспорт товаров из Беларуси за 6 месяцев текущего года снизился примерно на четверть в годовом выражении. Продажи «МАЗа» на российском рынке за первое полугодие упали в 2 раза. Стоимость экспорта нефтепродуктов за восемь месяцев снизилась на 3,5 млрд. долларов. Экспорт калия в январе - июне снизился на 13,8%, а в августе и сентябре практически вообще остановился. Это значит, что в республику резко снизился приток валюты и одновременно происходит рост складских запасов.
Во-вторых, происходит рост инфляционного давления на белорусский рубль. Снижение экспорта и происходящий отсюда недостаток валюты порождает на нее повышенный спрос. Белорусский рубль обесценивается, встаёт вопрос о его планируемой девальвации. Еще одной причиной необходимости управляемой девальвации белорусского рубля является снижение курса российского рубля по отношению к основным валютам уже более, чем на 10% с февраля 2013 года. Так как основной рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции Белоруссии приходится на Россию, то и белорусский рубль должен снижаться соответственно на те же 10%, а то и больше, и на сегодня должен уже быть на уровне 9500-9800 за один доллар, в то время как сегодня он стоит только 9050 за один доллар.
В-третьих, происходит серьезное ухудшение качества золотовалютных резервов республики. Если в 2011 году ЗВР были сформированы из твердой валюты, полученной от продажи «Белтрансгаза» «Газпрому» и кредитов, то сегодня белорусские ЗВР сократились до уровня ниже 8 млрд. долларов, причём из этого объема 5 млрд. долларов - средства белорусских коммерческих банков, то есть это вклады населения и средства белорусских компаний. Естественно, при развитии кризисных явлений фирмы и население потребуют эти деньги у коммерческих банков назад, они обратятся с этим вопросом к Нацбанку, в результате чего ЗВР сократятся ещё больше.
Эти и многие другие экономические факторы, получив дальнейшее развитие, могут поставить под вопрос предсказуемость политических кампаний в республике на выборах 2015-2016 годов. Для решения экономических проблем стране потребуются дополнительные средства.
Россия выделила Белоруссии 3,5 млрд. долларов в рамках кредитов Евразийского банка развития (ЕАБР). Эти кредиты уже фактически проедены. Соответственно, обращаться за новой кредитной поддержкой к России сложно – еще не до конца получены все транши нынешнего кредита ЕАБР.
Попробовали белорусские власти обратиться за кредитами на сумму 5-7 млрд. долларов к МВФ, но тот, по признанию белорусских властей, выдвинул ряд неприемлемых политических требований. То есть и этот вариант обеспечения внутриполитической стабильности на 2014-2016 годы пока не сработал.
Остался Китай. Однако, судя по итогам визита главы белорусского государства в Пекин, и там прорыва в привлечении кредитных средств не произошло. В рамках визита А.Лукашенко в КНР было подписано несколько контрактов и соглашений на общую сумму не более 230-250 млн. долларов.
Так, Беларусь поставит для нужд СП «Харбин Дунцзинь Гомель - предприятие сельхозмашиностроения» 1,5 тыс. машинокомплектов для сборки комбайнов на 29,7 млн. долларов, 50 тракторокомплектов для СП «Дунцзинь - Минск трактор» на 2,3 млн. долларов, а также 300 тракторокомплектов на 15,2 млн. долларов для компании «Или Юнчэн». ОАО «БелАЗ» подписало контракт на поставку в Китай 10 карьерных самосвалов на 9,2 млн. долларов, а также запасных частей для этой техники на 13 млн. долларов. Итого, экспорт на 69,4 млн. долларов на полтора-два года.
В свою очередь, БелЖД закупит 18 грузовых односекционных электровозов на 7 млн. долларов. Кроме того, подписаны меморандумы на выделение Китаем 50 млн. долларов по использованию альтернативных источников энергии и 25 млн. долларов по строительству на территории СЭЗ «Могилев» фотогальванической электростанции мощностью 10 МВт.
В Пекине также было подписано соглашение о выделении связанного китайского кредита в 80 млн. долларов по проекту «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи. Вторая очередь. Участок Гомель - Жлобин».
То есть и Китай не смог поддерживать Беларусь кредитами в необходимых ей размерах. С учетом того, что ЗВР республики в национальном определении снизились за июнь на 400 млн. долларов, за июль приблизительно на 110 млн. долларов, за август – на 220 млн. долларов, рост кризисных тенденций в белорусской экономике налицо. Без внешнего кредитования эти тенденции не преодолеть. Если такого кредитования не будет, у республики останется, по-видимому, только один путь пройти избирательный цикл 2014-2016 годов без осложнений – это приватизация на 2,5 млрд. долларов, о чём еще в 2011 году говорила Москва. Дело в том, что в 2014 году республике предстоит выплатить по внешнему долгу около 3,5 млрд. долларов. И сегодня это можно сделать либо за счет снижения на такую сумму ЗВР, либо за счет приватизации.
Основной вопрос сейчас лежит в политической плоскости: готовы ли власти республики начать плавное снижение курса белорусского рубля накануне большого избирательного цикла. Сейчас, когда перед республикой в следующем году стоят только выборы в местные советы, сделать это можно практически безболезненно. И если граждане увидят, что девальвация проводится грамотно, без серьезного ущерба их банковским вложениям, они лояльно поведут себя и в ходе двух других, гораздо более важных политических кампаний.