Перейти к основному содержанию

США пытаются лишить Европу российского газа (I)

Прошедшая 16 мая в Афинах неформальная встреча министров энергетики Европейского союза должна была помочь ее организаторам согласовать энергетические санкции против России. Однако дело завершилось провалом. Несмотря на беспрецедентное давление из-за океана, Евросоюз отказался принимать самоубийственные для энергобезопасности Европы решения...

Прошедшая 16 мая в Афинах неформальная встреча министров энергетики Европейского союза должна была помочь ее организаторам согласовать энергетические санкции против России. Однако дело завершилось провалом. Несмотря на беспрецедентное давление из-за океана, Евросоюз отказался принимать самоубийственные для энергобезопасности Европы решения…

Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер выступил против своих коллег по Еврокомиссии, и в частности против Штефана Фюле, предлагавшего перейти на «третий уровень санкций», включающий сферу энергетики. «Российские партнеры являются важными поставщиками природного газа на рынки 40 лет. И сейчас мы согласовали, что со стороны Евросоюза на энергетический сектор не будут распространяться какие-либо санкции против России. Потому что мы не хотим их уменьшения. Россия поставляет газ - ЕС платит за этот газ. Мы не хотим превращать поставки газа в оружие», - заявил  Эттингер.

Зависимость Евросоюза от поставок российских энергоресурсов не дает покоя американцам, давно пытающимся взять под свой контроль европейский энергорынок. В 2013 году российский «Газпром» обеспечил около 30% потребляемого в Европе газа. Цифры по отдельным европейским странам ещё более красноречивы. Финляндия зависит от российских поставок на 100%, Болгария - на 85%, Чехия - на 80%, Словения - на 63%, Греция - на 55%, Польша - на 54%, Австрия - на 52%, Венгрия - на 49%, Бельгия - на 43%, Германия - на 40%.

Никакие пожарные меры Брюсселя вроде энергосберегающих технологий или закупок сжиженного газа у Катара не в состоянии заменить российские поставки. Тот же Катар в первом квартале текущего года снизил поставки газа на 6,2% - до 4,9 млрд кубометров. Аналогичная тенденция прослеживается и по другим мировым поставщикам. Алжир снизил свои поставки на 2,8% - до 9,1 млрд кубометров, Ливия - на 0,2% - до 1,4 млрд кубометров, Нигерия - на 6,5% - до 0,8 млрд кубометров газа. Снизили поставки и крупнейшие европейские поставщики: Норвегия - на 2,7%, Великобритания - на 0,9%, Голландия - на 26,4%. Эксперты Национального разведывательного совета США прогнозируют вообще прекращение «роста снабжения энергоносителями» при увеличивающемся спросе на них.

Заместитель постоянного представителя России при ЕС Александр Крестьянов приветствовал позицию Гюнтера Эттингера и добавил, что проблема энергетического сотрудничества России и ЕС гораздо шире, нежели закупки российского газа. По его словам, в случае введения каких-либо санкций «под угрозу будут поставлены амбициозные цели ЕС по борьбе с изменением климата, поскольку Евросоюз должен будет искать замену природному газу и шире использовать экологически грязный уголь… Нанесенный ущерб будет глобальным».

Следует отметить, что в последние годы энергетическое сотрудничество ЕС и России расширяется. Важная роль здесь принадлежит Великобритании, взаимодействующей с Москвой не только по газу, но и по нефти. Можно вспомнить согласованную в конце 2012 года сделку, предусматривавшую, что «Роснефть» становится стопроцентным владельцем компании ТНК-ВР.

Такое партнерство вызывает постоянное недовольство Вашингтона. США довольно умело играют на противоречиях поставщиков и потребителей энергоресурсов, политизируя чисто экономические вопросы и пытаясь при помощи давления, ультиматумов и санкций обеспечить собственные энергетические интересы.

Европа не должна допускать, чтобы на газовые отношения с Россией влияло политическое противостояние Москвы и Киева, заявил на днях президент Европейского союза газовой промышленности (Еврогаз) Жан-Франсуа Сирелли. Он напомнил, что коммерческий компромисс «является основой безопасного и конкурентного рынка. Вот почему важно, чтобы этот фундамент не был разрушен или ослаблен путем политического вмешательства».

«Российские газодобытчики, и в частности «Газпром», являются важными коммерческими партнерами для Европы. Нужно, чтобы контрактные обязательства выполнялись как сегодня, так и завтра  Мы не знаем, как долго продлится напряженность в отношениях России и Украины. Но важно отойти от политики в газовых вопросах», - убежден Жан-Франсуа Сирелли.

Симптоматично, что, по словам того же Сирелли, Евросоюз больше не рассматривает возможность продления так называемого «Южного газового коридора» из Южной Италии в северном направлении. Напомним, что данный проект предусматривает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. Как заявил Сирелли, предназначенный для заполнения данной трубы азербайджанский газ не может стать альтернативой российскому, он может быть всего лишь «дополнительным источником сырья». А ведь именно на газ с азербайджанских месторождений рассчитаны все проекты Запада, преследующие цель энергетической изоляции России. Ранее в Еврокомиссии намекали на возможность продлить маршрут «Южного газового коридора» в северном направлении и даже предусмотрели выделить в 2014-2020 годах на эти цели 5,8 млрд евро. Однако рентабельность проекта с самого начала вызывала серьезные сомнения. В результате запланированные на 2019 год поставки в рамках «Южного газового коридора» ограничатся 6 млрд кубометров газа в Турцию и 10 млрд кубометров газа в Европу. А «Газпром» поставляет в ЕС более 160 млрд кубометров газа в год. Так что, идя на конфликт с Россией, Евросоюз рискует сам себя загнать в угол.

Не случайно французские, немецкие и итальянские нефтегазовые компании потребовали от политиков своих стран и ЕС вычеркнуть фамилию главы «Газпрома» Алексея Миллера из списков людей, попавших под санкции Евросоюза. По свидетельству представителя одной из европейских нефтегазовых компаний, к ним не хотели прислушиваться, но в конце концов прислушаться пришлось…

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0