Ключевым вопросом мирного урегулирования на Украине является вопрос о статусе Донецкой и Луганской народных республик. Запад будет стремиться к тому, чтобы свести их права к минимуму, так как любая форма самостоятельности этих новых политических образований – препятствие на пути расширения НАТО на восток.
По Минским соглашениям к концу 2015 года должна вступить в силу новая конституция Украины, предусматривающая децентрализацию страны с учетом особенностей «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Эти особенности подлежат согласованию с представителями указанных районов.
Цели сторон в предстоящем согласовании ясны. Ополченцы будут бороться за то, чтобы добиться реальной автономии, а Киев, опираясь на поддержку Запада, будет стремиться к ликвидации республик в их сегодняшнем виде.
На сегодня исходные позиции ЛНР и ДНР предпочтительнее. Они вышли фактическими победителями из гражданской войны, имеют боеспособные вооруженные силы. Другое серьезное преимущество ДНР и ЛНР заключается в поддержке их руководства населением. Это создает предпосылки для успеха на местных выборах.
Слабой стороной киевского режима является его неспособность вернуть ДНР и ЛНР в экономическую систему Украины. Дело не только в отсутствии денег на восстановление разрушенного хозяйства восставших территорий, а в органической враждебности нынешней украинской верхушки к новым структурам власти, сложившимся на востоке страны, и к поддерживающему их населению. Пример с прекращением поставок газа в ЛНР и ДНР это ясно показал.
Точно так же нет ясности с конституционной реформой. Пока непонятно, сможет ли Верховная рада нынешнего состава принять в конце года новую конституцию и какой статус в ней будет предусмотрен для ДНР и ЛНР. Что можно здесь ожидать, когда одной рукой представители Киева подписывают Минские соглашения, а другой добиваются признания ЛНР и ДНР террористическими организациями?
Всё это говорит о том, что Киев не намерен придерживаться «дорожной карты» Минских соглашений, ведь они закрывают возможность силой вернуть Новороссию к тому состоянию, в котором этот край находился ещё год назад.
Потерпев крупное военное и политическое поражение, украинская правящая группировка впала в состояние милитаристского психоза. Все чаще слышны призывы к «большой войне с Россией», устраиваются выставки «трофейного российского оружия», россияне обвиняются в провокациях на майдане, в поджоге одесского Дома профсоюзов и т.п. Украинские гонцы мечутся по всему миру, выпрашивая новое оружие. В Киеве ещё явно не поняли, что возврата к военному решению украинского вопроса нет. Тот, кто попытается вернуться к военному решению, накличет на себя беду.
Именно эта неспособность режима мобилизовать общество на новую войну и найти на нее средства дают шанс на реализацию Минских соглашений. Однако здесь важен фактор времени. Невозможно бесконечно продлевать промежуточное состояние «ни войны, ни мира». Если помощь Запада позволит Украине избежать крупных социальных потрясений, тенденция к реваншу вновь возобладает. Поражения под Иловайском и Дебальцевом травмировали украинских националистов, но переосмыслить действительность не заставили. А празднование «годовщины майдана» 22-23 февраля, когда 15 западных политических лидеров дефилировали в одной колонне с Порошенко и Яценюком, вселило в националистов новые надежды.
В то же время Западу приходится признавать, что Россия играет в украинском кризисе совсем не ту роль, какую ей пытались приписать. Все попытки обнаружить в поражении украинской армии под Дебальцевом «руку Москвы» так ничего и не дали. Настоящая роль России в украинском конфликте состоит в том, что она стала моральной опорой восставших республик. По мере сопротивления Донбасса карателям эта моральная поддержка становилась материальной силой. Сегодня народ России идентифицирует себя с народом Новороссии, а это - военно-стратегический фактор такой важности, игнорировать который не сможет никто. Планировать без учета этого фактора еще одну войну равносильно попытке удариться с разбега головой о стену.
Да, враждебность украинского политического класса к самой идее мирного сосуществования с Новороссией будет толкать Киев к саботажу Минских соглашений и недобросовестным маневрам вокруг них, но шансов у этого саботажа сегодня уже не так много. Об этом говорит и единогласное принятие Советом Безопасности ООН Резолюции № 2202, которая одобрила Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года, и приветствовала Декларацию президентов России, Франции, Украины и канцлера ФРГ, где выражена их неизменная приверженность выполнению Минских соглашений.
Тяжёлые испытания, выпавшие на долю Новороссии, привели к рождению нового самосознания. Народ Новороссии отстоял право на достойное существование в условиях политического самоопределения. И не столь важно, как будет именоваться будущий статус «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Важно, что людям, здесь живущим, уже никогда не навяжут свою волю те, кто силой попытались низвести их до положения рабов.
А это в свою очередь предопределит крушение тоталитарного режима, воздвигнутого на зыбкой почве агрессивного украинского национализма. Не нужно думать, что освобождение Украины произойдёт безболезненно - за годы обработки в антироссийском духе населения Украины, включая миллионы русских, авторы националистического проекта достигли немалых успехов. Но освобождение грядет.