10 октября в столице Турции произошёл самый крупный в современной истории этой страны террористический акт. Двойной взрыв на митинге профсоюзов, участники которого, выдвигая социальные требования, призывали также к прекращению столкновений с курдами, унёс, по официальным данным, жизни 95 человек. Представители Партии демократии народов (ПДН), защищающей в том числе интересы курдского населения страны, сообщили о 128 жертвах. Число раненых исчисляется сотнями. И хотя некоторые детали трагедии пока неясны (как, например, могли террористы беспрепятственно проникнуть на массовое мероприятие в центре Анкары, где всё оцеплено силами безопасности), уже ясно, что теракт был спланирован тщательно и преследовал цель поражения большой массы людей. Взрывные устройства на основе тринитротолуола были начинены поражающими элементами, а второй взрыв произошёл именно в том месте, куда в панике бежали люди, спасаясь от первого.
Обстановка в Турции, и без того напряжённая по причине длящегося уже более полутора лет выборного марафона разных уровней, накалилась ещё больше. Июньские парламентские выборы, неудачные для поддерживаемой президентом Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР), так и не привели к формированию дееспособного правительства. Наблюдатели связывают это с успехом ПДН, набравшей в июне 13 процентов голосов. Внеочередные выборы в Великое национальное собрание Турции должны состояться 1 ноября. По опросам, показатели ПСР ещё ниже, чем в июне; обсуждается вариант переноса голосования на более поздний срок.
Достойно сожаления, что на этом фоне нашлись комментаторы, которые умудрились узреть корень зла в российской операции против запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ), из-за чего, мол, в соседней Сирии угроза стала переползать на турецкую территорию. Шитыми белыми нитками выглядят и обвинения в адрес «курдских сепаратистов», особенно с учётом того, что в числе погибших были активисты ПДН.
Наиболее правдоподобна версия о том, что за взрывами стоят боевики ИГ, о чём сообщили агентству Reuter источники в турецких спецслужбах. Один из них отметил, что теракт в Анкаре имеет «поразительное сходство с терактом в июле в городе Суруч рядом с сирийской границей», организатором которого считается как раз ИГ. Ранее схожий теракт имел место в неофициальной столице Турецкого Курдистана городе Диарбакыре, и тогда тоже его жертвами стали курдские активисты.
По словам ещё одного анонимного источника в правоохранительных органах Турции, власти страны «полностью сконцентрированы на ИГИЛ», что вполне понятно: активность террористических организаций в Турции в последние месяцы идёт по нарастающей. В обществе растут радикальные настроения. Недавно в видеоролике, распространяемом в социальных сетях, неизвестные высказывали угрозы в адрес президента страны и угрожали «завоеванием Стамбула». Всё это в немалой степени связано с длящимся пятый год конфликтом в Сирии, где турецкие власти с самого начала сделали ставку на вооружённые группировки, образующие с «Исламским государством» «единую кадровую базу».
Президент России Владимир Путин в связи с трагедией в Анкаре выразил турецкому руководству соболезнования, подчеркнув необходимость совместной борьбы c террористической угрозой. В своей телеграмме глава российского государства подтвердил готовность к самому тесному взаимодействию с властями Турции в борьбе с терроризмом. «Нужно объединять усилия в борьбе с этим злом. Эффективными мы будем только тогда, когда будем вместе с ним бороться», - вновь подчеркнул президент России.
Важно, чтобы этот призыв был, наконец, услышан теми, кому он адресован. А пока что точно так же, как и после теракта в Суруче, турецкая авиация возобновила налёты на позиции Рабочей партии Курдистана, несмотря на объявленный этой партией мораторий на ведение боевых действий до 1 ноября. Признаков пересмотра курса турецких властей на поддержку вооружённой оппозиции в Сирии и свержение Башара Асада также не наблюдается. При этом далеко не все в Турции поддерживают линию официальной Анкары в сирийском вопросе.
А ведь обстановка в регионе и мире после начала 30 сентября российской военной операции против ИГ в Сирии меняется очень быстро. Боевики различных радикальных группировок под натиском поддержанных Россией и Ираном сирийских правительственных войск действительно могут начать движение в сторону турецкой (а также и иорданской) границы. Российские власти пока не рассматривают включение Турции в список опасных для посещения стран, но растущий дефицит безопасности в этой стране вызывает серьёзную обеспокоенность.