Никто не ожидает, что на предстоящем в июне саммите Евросоюз примет решение об ослаблении санкций против России, не говоря уже об их отмене. Подобные решения принимаются теми европейскими политиками, которые держат равнение на США, а позиция американской администрации в этом вопросе не меняется.
В то же время невозможно совершенно игнорировать общественное мнение в собственных странах, которое упрямо не поддается зомбированию из-за океана. То Трансатлантический договор между ЕС и США людям не по вкусу, то антироссийские санкции… Во всяком случае, в ключевой стране Евросоюза – Германии – ситуация именно такова. Здесь в середине апреля респектабельный социологический институт опубликовал данные опроса, из которых следовало, что 2/3 немцев настроены против продления санкций. А раз так, немецким политикам приходится разыгрывать специальное представление с привлечением СМИ. Так сказать, Марлезонский балет в трёх частях с эпилогом.
Часть первая. Творческий замысел авторов постановки: показать широкой публике, что лидеры вполне сознают экономический ущерб от санкций и контрсанкций. Действующие лица: политики, которые непосредственно занимаются экономикой. Вот вице-канцлер, лидер социал-демократической партии Зигмар Габриэль выражает пожелание о постепенной отмене санкций. Скромную надежду на то же высказывает его однопартиец Гаррет Дуин, министр экономики в правительстве федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Аналогичное заявление делает представитель ХДС, премьер-министр федеральной земли Саксония Станислав Тиллих. По его словам, Россия - это важный для Германии и ЕС торговый партнер, которого не следует терять на перспективу. Впрочем, в прошлом году тот же Тиллих пугал соотечественников угрозой повышения зависимости от импорта газа из России. Мотивы политика и тогда были прозрачны: в Лаузицком буроугольном бассейне, большая часть которого располагается в Саксонии, добывают треть всего немецкого бурого угля.
Отметим, что не скрывавший ранее своего скептического отношения к санкциям Хорст Зеехофер, премьер-министр Баварии, не стал участвовать в представлении. Он в последнее время воздерживается от жёстких заявлений по поводу санкций, что и не удивительно, если вспомнить, сколько критики (вплоть до объявления сумасшедшим) обрушилось на него после февральского визита в Москву и встречи с В.Путиным. А казалось бы, Зеехофер действовал вполне рационально, отстаивая интересы баварских предпринимателей – ведь из-за санкций и контрсанкций их экспорт в Россию сократился вдвое.
Часть вторая. Оказывается, вся загвоздка с санкциями состоит в том, что Россия тормозит выполнение минских соглашений. И тут немецкие СМИ выкинули козырную карту, сообщив о «зверствах террористов» из Донецка и Луганска. 16 правозащитных организаций (правильно, украинских!) насчитали 4 тысячи случаев пыток, похищений, вымогательств и тому подобных дел, якобы практикуемых «террористическим режимом», поддерживаемым Москвой. Немецкие политики, разумеется, содрогнулись и обратились к России с настоятельной просьбой оказать давление на самопровозглашенные республики.
Часть третья. Снимаем с себя ответственность, кивая головой на существующий порядок, ведь формальная процедура предполагает принятие единого решения по санкциям. Министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер даже посетовал на предстоящие трудности по достижению единства в ЕС в вопросе антироссийских санкций.
Да неужели? Кто-нибудь допускает мысль, будто общеевропейское решение может быть принято «через голову» Германии? Вспомним миграционный кризис. Ангела Меркель лично дала потенциальным мигрантам ложную надежду на получение убежища в благополучной Германии. Когда же обнаружилось, что количество мигрантов превосходит возможности страны по их приёму, канцлер стала настаивать на решении кризиса за счёт других стран ЕС. В итоге Евросоюз пошёл на соглашение с Турцией. Теперь турки готовы подождать, пока им предоставят безвизовый режим, – и только за это ожидание Европе (что характерно - не одной лишь Германии!) придётся платить звонкой монетой.
Суть вопроса об антироссийских санкциях обнажила председатель фракции Левой партии бундестага Сара Вагенкнехт: «Если Германия захотела бы отменить санкции, я уверена, что тут же нашлось бы и европейское решение… Проблема в том, и это основная проблема немецкой внешней политики, что она сейчас подчиняется Вашингтону. Поэтому пока США одобряют санкции, здесь никто не осмелится идти с ними вразрез».
Эпилог. Публичное заявление Федерики Могерини в немецкой газете, сделанное 19 мая: глава европейской дипломатии «ожидает, что санкции не будут отменены».
А кто бы сомневался?