Россия – АСЕАН: по следам события

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После окончания в Сочи юбилейного саммита Россия – АСЕАН, посвящённого 20-летию диалогового партнёрства между сторонами, прошло чуть более недели. Можно ли что-то добавить к потоку комментариев, которые были посвящены этому событию? И главное: какие выводы напрашиваются по итогам саммита?

Во-первых, это несомненная дипломатическая победа, причём для обеих сторон одновременно. Приняв в Сочи высших руководителей 10 стран-участниц АСЕАН (за исключением Филиппин, где Родриго Дутерте – новый президент, избранный 9 мая, ещё не вступил в должность официально), Россия в очередной раз опровергла нелепый тезис о её «изоляции» в международных делах. Что же касается лидеров государств Юго-Восточной Азии, то не секрет, что их неоднократно и разными способами склоняли к тому, чтобы они включились в кампанию по «изоляции» России. Избрав иную позицию, АСЕАН подтвердила свой коллективный статус субъекта международных отношений, отвергающего внешний диктат.

Во-вторых, на профессиональном жаргоне дипломатов встречи, подобные этому саммиту, принято сейчас называть «субстантивными». Говоря по-русски - содержательными. Общение лидеров России и АСЕАН не вылилось в ритуальные действа и светские разговоры, какими изобиловал состоявшийся несколько дней спустя саммит G7. Как в многостороннем формате, так и во время двусторонних переговоров в Сочи обсуждались конкретные планы сотрудничества, скреплялись договорённости о реализации совместных проектов в сфере энергетики, транспортной инфраструктуры, логистики, производства продовольствия, военно-технического сотрудничества, обговаривались масштабы и сферы приложения инвестиций, перспективы создания зон свободной торговли.

В-третьих, общего реалистичного настроения участников встречи отнюдь не нарушило российское предложение приступить к предметной проработке вопроса о трансрегиональном экономическом взаимодействии по линии Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – АСЕАН. Заинтересованная реакция на эту идею со стороны руководителей государств Юго-Восточной Азии – признак понимания как заложенных здесь экономических возможностей, так и геополитических последствий её реализации. Ведь по большому счёту речь идет о подведении экономического фундамента под теорию и практику строительства многополярного мира. В условиях развёртывания американского проекта Транстихоокеанского партнёрства, исключающего Россию и Китай, это особенно важно.

Возможно, совокупный и объективный итог Сочинского саммита заключается в том, что, сделав ставку на укрепление взаимосвязей, Россия и АСЕАН продемонстрировали друг другу и остальному миру приверженность делу укрепления безопасности в Азии, а тем самым поддержали и перспективу многополярного мира – мира, в котором никто не вправе расписывать «правила игры» для всех по собственному усмотрению.

Сказав это, нельзя умолчать и о том, что внешние условия диалогового партнёрства Россия – АСЕАН весьма существенно отличаются от тех, в которых оно начиналось 20 лет назад. Если на склоне ХХ и на заре ХХI века переход от однополярного мира к многополярности совершался более или менее плавно, то в начале текущего десятилетия ситуация изменилась. Перемены стали происходить в трудно предсказуемом, конфликтном, тревожном режиме. Чётко обозначилась тенденция к поляризации сил и в планетарном масштабе, и на уровне регионов. 

В этих условиях и России, и странам АСЕАН зачастую приходится выбирать не между «плохим и хорошим», а между «неважным и худшим». Обструкционистские действия Запада мешают нормальным торгово-инвестиционным связям и превращают в насмешку ещё недавно популярный тезис о всеобщей «экономической взаимозависимости» как о гарантии всеобщего мира. Демонизация России, ставшая для глобальных (читай: западных) СМИ любимым занятием, ещё больше осложняет преодоление того информационного разрыва (information gap), на который и россияне, и представители государств Юго-Восточной Азии часто сетуют как на помеху своему сотрудничеству.

Судьба «дорожной карты», одобренной партнёрами по диалогу в Сочи, в огромной степени зависит от того, устоят ли Россия и АСЕАН перед яростной попыткой «однополярного реванша», сохранят ли себя как самостоятельные действующие лица мировой политики и смогут ли усилить друг друга в этом качестве.

Чтобы внести в процесс взаимного усиления свой достойный вклад, России как минимум необходимо выполнить определённого рода «домашнюю работу» по экономике. В частности, необходимо выйти на такой уровень инфраструктурного и логистического обустройства российского Дальнего Востока, который позволил бы активизировать хозяйственные связи с динамично развивающимися азиатскими соседями, включая, разумеется, страны АСЕАН. 

Не менее, если не более важной предпосылкой укрепления торгово-экономических связей России и стран Юго-Восточной Азии должна стать ускоренная диверсификация российской промышленности с упором на новые, высокотехнологичные производства, выходом из нынешней рецессии и существенным повышением общих темпов экономического роста.

В этом смысле юбилейный саммит Россия – АСЕАН стал своевременным напоминанием о неразрывной связи внутренних и внешних приоритетов развития.