Возможно, не все, кто следит за развитием ситуации, созданной вылазкой украинских диверсантов на границе с Крымом, обратили внимание на то, что в Южном военном округе, в том числе на территории полуострова и в акватории Чёрного моря, 11 августа досрочно начались военные учения. В первоначальном замысле учения не носили чрезвычайный характер и должны были стать прологом к самым масштабным в текущем году стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ-2016».
Однако попытка прорыва в Крым украинских диверсионно-террористических групп, как и приказ П. Порошенко о приведении частей ВСУ на границе с Крымом в повышенную боевую готовность, побудили руководство МО РФ начать учения на четыре дня раньше, внеся, видимо, коррективы в поставленные войскам учебно-боевые задачи.
Как сообщает пресс-служба Министерства обороны РФ, в ходе маневров «на полигонах, аэродромах и учебно-тренировочных комплексах ЮВО и в акватории Черного моря на практике будут отработаны вопросы материально-технического, инженерного, морально-психологического обеспечения, организации связи, радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты войск». Моряки-черноморцы отработают также эпизоды борьбы с подводными диверсионными силами и средствами. А минно-тральные силы флота проведут «контрольно-разведывательный поиск и траление мин с последующим их уничтожением».
Поднят уровень руководства учениями: войсками и силами управляет не командующий Черноморским флотом, а главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв.
Алгоритм действий руководству МО и Генштаба ВС РФ задали оценки Верховного главнокомандующего – президента РФ, прозвучавшие 10 августа: «…Судя по всему, те люди, которые захватили в своё время власть в Киеве и продолжают её удерживать, вместо поиска тех самых компромиссов, о которых я только что говорил применительно к нагорнокарабахскому урегулированию, вместо того, чтобы искать способы мирного урегулирования, перешли к практике террора… Мы, безусловно, мимо таких вещей проходить не будем… Мы, конечно, сделаем всё для того, чтобы обеспечить безопасность объектов инфраструктуры, граждан, примем дополнительные меры по обеспечению безопасности, причём это будут серьёзные дополнительные меры: технические и не только».
Необходимые решения были приняты и на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности, которое президент провёл на следующий день. Участники совещания обсудили дополнительные меры обеспечения безопасности граждан и жизненно важных объектов инфраструктуры Крыма, подробно рассмотрели меры антитеррористической безопасности на его сухопутной границе, в морской акватории и в воздушном пространстве.
То, что к российскому Крыму алчные руки будут тянуться, ясно было давно. Государственный переворот в Киеве был поддержан Вашингтоном в том числе с целью создания на крымской земле военно-морской базы США/НАТО. Срыв этих планов в результате воссоединения Крыма с Россией лишь подхлестнул тех, кому необходимо удерживать на российских границах напряжённое положение.
Естественным ответом со стороны российского политического и военного руководства стало создание на полуострове мощной военной группировки, способной пресечь любые самые дерзкие попытки вновь выкрасить Крым в жёлто-голубые цвета, а то и вовсе поднять где-нибудь над Севастополем звёздно-полосатый флаг.
Развёрнутую к сегодняшнему дню группировку глава Минобороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии МО в конце июля с удовлетворением назвал «самодостаточной». Из сформированных в Южном военном округе 4 дивизий, 9 бригад, в том числе двух ракетных бригад, оснащённых комплексами «Искандер-М», и 22 полков часть войск дислоцирована в Крыму. На вооружение поставлено более 4 тыс. новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники. Заступили на боевое дежурство береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», войска переоснащены на новые боевые самолеты и зенитно-ракетные комплексы С-300В4, С-400, «Бук-М2», зенитные пушечно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Они полноценно обеспечивают безопасность в небе над Крымским полуостровом.
В боевой состав ЧФ вошли подводные лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», а также малые ракетные корабли «Буян-М», оснащённые крылатыми ракетами морского базирования «Калибр», которые уже хорошо поработали с малых ракетных кораблей Каспийской флотилии по террористам в Сирии. Воссоздана дивизия надводных кораблей, упразднённая при прежнем министре обороны РФ. Только за прошлый год флот пополнен более чем двумястами единицами новой военной техники, в том числе 40 боевыми кораблями и судами обеспечения.
По информации командующего ЧФ адмирала Александра Витко, флоту переданы более 30 летательных аппаратов, в числе которых современные многоцелевые истребители Су-30СМ.
Значительно усилена и береговая группировка войск ЧФ за счёт новейших противокорабельных систем дальнего радиуса действия «Бал» и «Бастион», которые заменили устаревшие образцы ракетного вооружения. Части береговых войск пополнились 140 единицами новейшей автобронетанковой техники. Кроме того, в состав Черноморского флота еще в 2014 году были включены горный батальон береговой охраны, полк беспилотников для слежения за кораблями НАТО, отдельный полк войск радиационной, химической и биологической защиты, а также артиллерийский полк.
«В настоящее время российское черноморское побережье надежно защищено с моря, с воздуха и с сухопутных направлений», – заявил адмирал А. Витко.