Президент Украины Пётр Порошенко в ноябре завершил важное строительство. Строил он свою вертикаль управления деньгами «оборонки». За три года войны с Донбассом ему удалось наконец сконцентрировать практически весь объём средств, распределяемых на нужды ОПК Украины в своих руках через расстановку на ключевых должностях проверенных кадров. Более того, по иронии судьбы вся схема завязана на ведомство, которым управлял сам Порошенко во времена сметённой переворотом власти – министерство экономического развития и торговли (МЭРТ).
Расследование кипучей деятельности украинского президента по реформированию оборонного сектора «под себя» появилось не где-нибудь, а в «Украинской правде», существующей на деньги западных «друзей Украины», а это может означать только одно: конец близок. Пора покупать виллы где-нибудь на дальних берегах, хотя, по данным той же «УП», виллы у всей бизнес-команды Порошенко уже есть – на побережье Испании.
«До недавнего времени в «оборонке» существовал некоторый статус-кво. Сферы влияния были поделены между секретарём СНБО Александром Турчиновым и Петром Порошенко», – пишет украинский источник, обращая внимание на «своего человека» президента на должности заместителя Турчинова. Человек этот – Олег Гладковский (в прошлом Свинарчук), бизнес-партнёр Порошенко, который с августа 2015 года служил председателем межведомственной комиссии по вопросам политики военно-технического сотрудничества и экспортного контроля (то есть уже был приставлен к деньгам «оборонки»). Пересев в кресло заместителя главы СНБО, «свой человек» Гладковский получил возможность непосредственно курировать МЭРТ, куда Порошенко на должность заместителя также определил «своего человека» Юрия Бровченко. Тот работал под началом президента Украины ещё в МЭРТ при свергнутой власти, причём ведал в министерстве как раз вопросами экономики «оборонки».
После назначения Бровченко приступил к реформам. В первую очередь он реформировал свой бывший департамент, придумав ему более звучное название и одновременно выдавив кадры, которые были лишними звеньями в цепочке «своих людей». В результате экономика «оборонки» полностью перешла в руки Порошенко. «Свой человек» в лице зама в СНБО руководил «своим человеком» в лице зама в МЭРТ, а тот руководит «своим человеком» в лице руководителя ведомства с красивым названием «департамент стратегического развития сектора безопасности и обороны». Через этот департамент проходит вся документация украинской «оборонки», в сфере его ответственности – координация государственных заказов, выделение средств из резервного фонда, реформирование и развитие ОПК.
Это вам не конфетки с шоколадками, хотя и они приносят Порошенко немалые деньги. В 2016 году, пишет «УП», бюджет государственных оборонных заказов может составить более $530 миллионов. Кроме того «взяткоёмкость» МЭРТ (и непосредственно оборонного департамента) чрезвычайно высока: именно это министерство ведёт закрытый реестр исполнителей оборонных заказов и определяет, кому в этом реестре быть, а кому не быть.
Однако и это в порошенковской вертикали власти ещё не всё. К МЭРТ пристёгнута государственная программа реформирования и развития ОПК до 2020 года, на выполнение которой планируется ежегодно выделять порядка 0,5% ВВП Украины. Министерство выступает распорядителем средств. Известно, что сейчас разработкой программы занимается «свой человек» в МЭРТ Бровченко. Да так занимается, что пар из ушей.
В упомянутой вертикали есть ещё один важный элемент – концерн «Укроборонпром», у которого имеется альтернативный вариант программы. Совершенно секретный. Объём финансирования, фигурирующий в этом документе, в разы превышает запросы МЭРТ. Фишка в том, что за обоими вариантами программы стоят «свои люди». Наблюдательный совет «Укроборонпрома» состоит исключительно из людей Порошенко и Турчинова. На днях его покинул Сергей Пашинский, возглавляющий и «Укроборонпром», и одновременно «оборонный комитет» в парламенте: фактически один и тот же человек представлял интересы «Укроборонпрома» и должен был контролировать его. Злоупотребления в «Укроборонпроме» Пашинский объяснял просто: дескать, контроль настолько хорош, что их нельзя скрыть: «До 2014 года кто-нибудь слышал о подобном? Да, там, к сожалению, воруют. Мы с этим боролись, боремся и будем бороться!» В октябре Пашинский написал заявление об уходе из Наблюдательного совета «Укроборонпрома», в ноябре Порошенко его уволил. Ожидают, что эту должность получит очередной «свой человек» (хотя и Пашинский был долгое время «своим» – сначала для президента, потом для руководителя СНБО).
Наконец, самим концерном «Укроборонпром» управляет «свой человек» Порошенко Роман Романов, который никогда в жизни не был связан с «оборонкой», а вот с бизнесом украинского президента и его партнёров – был. Кроме того, в 2014 году Романов руководил избирательным штабом Порошенко в Херсонской области.
Такова президентская вертикаль власти в ОПК Украины. «Народному фронту», который также претендовал на свою вертикаль (Яценюк – Турчинов – министр МЭРТ – глава «оборонного» департамента - Пашинский) построить её не удалось, хотя, вне сомнений, долгое время эта «недовертикаль» тоже существовала и имела свои гешефты от управления деньгами ОПК. Миллиарды на крови Донбасса «пилили» и «свои люди» Порошенко, и «свои люди» Яценюка и Турчинова. Война была крайне выгодна и тем и другим. Просто вертикаль Порошенко, выстроенная на уровне ключевых заместителей ведомств и непосредственных руководителей исполнительских структур «оборонки» съела «недовертикаль», строительством которой занимался «Народный фронт».
Ответ на вопрос, почему Киев не заинтересован в прекращении войны в Донбассе, яснее ясного. Две крупнейшие политические силы, пришедшие к власти на штыках штурмовиков майдана, заинтересованы в её продолжении, и сконцентрирован этот интерес на верхнем уровне - там, где гниёт голова.
Ну а материал «Украинской правды» появился в рамках сценария смены власти в Киеве. Заинтересованный читатель может копнуть глубже и увидеть очертания фигуры бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко, которого пока не выводят под белы руки на авансцену, но уже продвигают в западных СМИ.
Соб. корр. ФСК