См. начало
Параллельно успехам просирийских сил на Западе поднялась очередная атака на сирийского президента, отстранение которого от власти по-прежнему остаётся для западных партнёров делом принципа. 7 декабря США, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Канада пригрозили ввести новые санкции против союзников Асада.
Позволить России достичь в Сирии хотя бы частичного успеха означает признание собственной слабости, что для «лидеров свободного мира» категорически неприемлемо. В этой связи более чем показательны метания американского госсекретаря Джона Керри, присоединившегося к тем западным политикам, которые считают, что падение Алеппо не приведёт к окончанию войны в Сирии. Высказав готовность начать консультации с Москвой в русле подходов, отстаиваемых российской дипломатией, спустя короткое время он «сдал назад». США уведомили российскую сторону, что не смогут начать консультации по Алеппо в среду, как планировалось ранее, и отзывают свои предложения по урегулированию ситуации. «Вчера вечером мы получаем от них сообщение, что они, к сожалению, не смогут завтра встречаться, что они передумали, свой документ отзывают, и теперь у них новый документ, который все возвращает на круги своя, судя по нашим первым ощущениям после его прочтения», – отметил Сергей Лавров, добавив, что новые инициативы выглядят как «попытка купить время для того, чтобы боевики отдышались и пополнили свои запасы».
5 декабря Россия и Китай заблокировали новую резолюцию СБ ООН по Алеппо о введении семидневной гуманитарной паузы. Проект резолюции, формально внесённый Египтом, Новой Зеландией и Испанией, долго обсуждался заинтересованными сторонами и предусматривает перемирие в Алеппо на семь дней. Ранее в тексте предлагалось перемирие на 10 дней. В документе говорится, в частности, что «все стороны сирийского конфликта должны незамедлительно прекратить любые атаки в городе Алеппо для срочного доступа гуманитарной помощи». Россия заранее уведомила членов Совбеза о том, что воспользуется своим правом вето. «Возможно, уместно выразить сочувствие гуманитарной тройке, которая, как нам известно, подверглась беспардонному давлению западной тройки постоянных членов СБ», – заявил Виталий Чуркин, отметив отсутствие в проекте документа об уходе боевиков из восточного Алеппо. Более того, им «отводится 10 суток на то, чтобы определиться, соизволят ли они стать частью перемирия, или нет. Как мы знаем, такие передышки каждый раз использовались боевиками для пополнения запасов и восстановления сил» (7).
Обнаруженные в восточном Алеппо ракеты «Град» из Болгарии
Тем не менее, неутомимый Джон Керри просит Москву «проявить милосердие» к террористам, прекратить военную операцию в Алеппо и возобновить переговорный процесс. Просаудовский «высший комитет по переговорам» готов возобновить переговоры без каких-либо предварительных условий, что было сразу же подхвачено западными политиками. «Я не могу ручаться, что опять не будет какого-то сюрприза, потому что слишком много непонятного в том, как себя американская сторона ведет на переговорах с нами по Сирии», – отметил Сергей Лавров в преддверии очередного раунда женевских консультаций (8).
Таким образом, публичная и закулисная деятельность господина Керри, направленная на выигрыш времени для концентрации боеспособной части бандформирований в провинции Идлиб, носит достаточно активный характер. Распространена даже версия, что таким образом он стремится вывести из-под удара остающуюся среди боевиков американскую агентуру. Не исключено, что, прикрываясь фиговым листком «переговорного процесса», администрация Обамы разрабатывает планы спасения как минимум двух своих эмиссаров, работающих среди боевиков, о чём активно пишут в арабской прессе. И даже называют имя одного из военных разведчиков – Бала Абдель Карим. Возможно, агенты руководили и координировали операции «оппозиционных» вооружённых группировок в восточных кварталах Алеппо (9).
Ранее сообщалось о присутствии в Алеппо нескольких тысяч американских и британских «военных советников», о гибели 30 офицеров иностранных разведслужб в результате удара российскими крылатыми ракетами «Калибр» (10). Если версия, что военнослужащие НАТО остаются в окружении в восточном Алеппо и сопротивляются вместе с террористами, верна, то обеспокоенность госсекретаря становится понятнее. Дональд Трамп декларировал намерение достичь приемлемого для Дамаска соглашения с Москвой, и в этом случае американские спецслужбы, которых вообще-то в Сирию никто не приглашал, столкнутся с серьёзными проблемами.
По имеющимся оценкам, под прикрытием локальных перемирий с сирийскими властями в этот северо-западный угол страны перешло более 20 тысяч боевиков, включая многих крупных главарей и наёмников (в частности, выходцев из Туниса), присягнувших на верность «Нусре». Террористические группировки, контролирующие большую часть провинции, подвергли массированному артиллерийскому обстрелу шиитские анклавы Фу`а и Кафария. Несколько десятков гражданских лиц погибли, многие были ранены. В Фу'а ракеты разбили единственную городскую больницу, которая лишилась запасов медикаментов, привезенных ранее гуманитарными конвоями Международного Красного Креста. Протеррористические СМИ поместили видео этой ракетной атаки, выдав ее за бомбардировку Алеппо Сирийской арабской армией (11).
Дети – жертвы атак на шиитские анклавы 6 декабря
Не исключены провалившиеся в Алеппо попытки провозглашения в Идлибе некоего альтернативного Дамаску марионеточного «правительства», однако сейчас они будут иметь ещё более карикатурный характер. В частности, «оппозиционеры» призывают создать в Идлибе единую армию, которая включала бы все фракции боевиков (12). Ещё более опасно качественное усиление снабжения террористов современным оружием (в том числе ПЗРК), и без того имеющее длительную историю и обширную документацию (13).
Фрагмент письма заместителя помощника президента США Джейка Салливана Хиллари Клинтон. Источник: wikileaks
9 декабря лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама уже официально снял формальный запрет на поставки вооружений и техники так называемым «союзникам США по борьбе с терроризмом в Сирии» (14). «Установить, что операции, включая предоставление оборонных товаров и услуг для иностранных сил, нерегулярных сил, групп или отдельных лиц, участвующих в поддержке или содействии проведению военной операции США по борьбе с терроризмом в Сирии, имеют важное значение для интересов национальной безопасности США», – говорится в документе на официальном сайте Белого Дома (15). Одновременно Обама отменил действующие запреты на поставку «военного снаряжения» и финансирования в Сирию, находящуюся под санкциями США как страна, поддерживающая терроризм. Примечательно, что под «военным снаряжением» согласно американскому законодательству понимается фактически любая продукция военного назначения. Для оказания такой помощи госсекретарь и министр обороны должны будут предоставить детальную информацию в конгресс и получить его одобрение.
Некоторые каналы снабжения террористов с использованием третьих стран. Источник:citeam.org
Ранее официальные лица США уже сообщали о поставках ограниченных партий оружия и боеприпасов сирийской оппозиции. Например, официальный представитель Пентагона Эдриан Рэнкин-Гэллоуэй заявлял, что США снабжают оружием только те группы сирийской оппозиции, которые ведут борьбу с «Исламским государством» и не поставляют вооружений силам, борющимся с правительственными войсками Сирии. Таким образом он прокомментировал заявление начальника ГОУ Генерального штаба Вооруженных сил РФ Сергея Рудского, по данным которого боевики в Сирии, воюющие с правительственными войсками, продолжают получать современные образцы вооружения, в том числе противотанковые ракетные комплексы TOW американского производства (16). Ранее о подобного рода поставках можно было прочитать в журнале Focus, услышать от турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана и т.д. В мае министр иностранных дел России Сергей Лавров констатировал, что террористы в САР из-за рубежа получают даже танки.
Американист, доктор юридических наук, профессор Пенсильванского университета Александр Домрин говорит об откровенном сговоре между уходящим Обамой и американским конгрессом, большинство в котором занимают республиканцы, представляющие аппарат этой партии, настроенный против Дональда Трампа. Сейчас эти люди делают всё возможное, чтобы избранный президент вступил 20 января 2017 года в должность на абсолютном минусе в международных отношениях. Конгресс в «сердечном содружестве» с действующим президентом стремится подложить для Трампа как можно большую свинью, в том числе в Сирии и в отношениях с Россией.
В этой связи вышеупомянутое решение о поставках оружия так называемой «умеренной» сирийской оппозиции – только одна из принимаемых против России мер. В этом же ряду – принятие 1 декабря Палатой представителей законопроекта, ограничивающего перемещения российских дипломатов (а также выделение очередных 350 млн. долларов на вооружение киевской хунты – прим. авт.). Переходный период в США до 20 января будущего года – самое опасное время, и предстоящие полтора месяца могут быть омрачены самыми чудовищными провокациями (17). Подтверждением тому стало не только уничтожение российского военного госпиталя, но и боевая активность террористов «Исламского государства» в районе древнего оазиса Пальмира, освобождённого в марте уходящего года при активной поддержке ВКС России.
В конце недели существенно обострилась обстановка в восточной части провинции Хомс, а по сообщениям сообщения ряда СМИ и базирующегося в Лондоне «сирийского наблюдательного совета по правам человека», боевики террористической организации «Исламское государство», используя традиционную тактику смертников на машинах (18) и нехватку людей в сирийской армии, вновь вошли в Пальмиру. В течение ночи 10-11 декабря сирийские правительственные войска при активной поддержке ВКС России отразили все атаки террористов на Пальмиру. По скоплениям террористов, возможно, усилившимся в этом районе за счёт перетока из-под Дамаска, Алеппо и Мосула, было нанесено 64 воздушных удара. По данным Минобороны России, уничтожено 11 танков и боевых машин пехоты, 31 оснащенный крупнокалиберными пулеметами автомобиль и более 300 боевиков. Военно-информационная служба правительственных сил Сирии также сообщила, что террористов отбросили от Пальмиры (19), однако ситуация остаётся чрезвычайно сложной. 11 декабря более 4 тысяч боевиков после перегруппировки предприняли очередную попытку захвата Пальмиры. По данным российского центра по примирению сторон, террористы перебросили значительные силы из района Ракки, где проамериканские группировки никаких активных действий против них не предпринимают (кто бы сомневался –прим. авт.). Крупные резервы и бронетехника «ИГ» была переброшена к Пальмире из района Дейр эз-Зор, а ранее средствами разведки была вскрыта переброска до 5 тысяч боевиков в районы Ракки и Дейр эз-Зор из иракского Мосула (20).
Попытки вновь захватить древний оазис с расположенным неподалёку уникальным культурно-историческим комплексом преследуют цель отвлечь внимание от неудач боевиков в Алеппо, создать очередной медийный повод для «чёрной» пропаганды, нанести болезненный репутационный удар по России и её антитеррористической борьбе на Ближнем Востоке. Всё это лишний раз свидетельствует: Россия и её союзники столкнулись в Сирии с чрезвычайно опытным и серьёзным противником, истоки силы и могущества которого находятся далеко за пределами песков Ракки или Дейр-эз-Зора.
* * *
Чем бы ни закончились очередные американо-российские экспертные консультации, освобождение Алеппо и, по возможности, лихорадочно усиливаемого террористами Идлиба, должно быть завершено до конца. Дальнейшая игра в поддавки с «Джебхат ан-Нусрой» и её внешними спонсорами чревата крупными неприятностями, и из «звоночка» под Пальмирой следует сделать необходимые выводы. В том числе и по поводу практики перемещения террористов и членов их семей на автобусах туда, куда им заблагорассудится. Невозможно также не обратить внимания на увеличение американского и турецкого присутствия в Сирии (21), как и на ввод в игру новых группировок с «кучерявыми» названиями, способными в будущем стать дополнительными инструментами де-факто раздела страны (22).
Только уничтожение террористов и наёмников, либо же их изгнание за пределы Сирии способно обеспечить подлинную позитивную динамику переговорного процесса. В ходе переговоров с Вашингтоном российской стороне предстоит ещё раз убедиться в неизменности цели по смене режима в Сирии, преследуемой уходящей администрацией Обамы. Относительно того, будут ли эти цели уточнены либо пересмотрены после официального вступления в должность Дональда Трампа, делать какие-либо определённые выводы пока преждевременно. Конечно, наилучшим сценарием стала бы реализация предвыборных обещаний Дональда Трампа, совместные воздушные удары против «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» с чётким разграничением зон влияния и взаимных обязательств.
Однако перспективы российско-американского сотрудничества в Сирии при Трампе весьма туманны, в том числе и по причине неуёмного стремления уходящей администрации заложить на этом пути как можно больше смертельных «закладок».
Примечания: