Бывшие участники АТО в Донбассе решили последовать рекомендациям секретаря украинского Совбеза Александра Турчинова, который на днях выступил за полную блокаду Донецкой и Луганской народных республик по «хорватскому сценарию». По его мнению, условия для «деоккупации» неподконтрольных Киеву территорий быстро создаст «жёсткая экономическая блокада», а если «полностью перекрыть весь грузопоток через линию разграничения», то эта мера воспрепятствует проникновению контрабанды на территорию Украины и контрабандные поставки в республики.
Собственно, для объявления блокады нужен был повод, и Турчинов его нашёл – «борьба с контрабандой». То есть, пограничники, военные и участники АТО, которые не подчиняются украинскому Генштабу («Правый сектор», к примеру) контрабандистов ловят недостаточно эффективно, нужна блокада автомобильных и железных дорог.
Инициативу Турчинова тут же подхватила разношёрстная группировка так называемых ветеранов АТО и прочих «активистов», поднаторевших на блокадах. Чего следует ожидать:
– цель «блокираторов» – получить свои гешефты от мероприятия (в идеальном случае – перераспределить денежные потоки в свою пользу);
– будет создана дополнительная нагрузка на линию разграничения, вдоль которой теперь собираются сновать вооружённые мобильные группы с целью выявления контрабандистов (фактически подменяя собой погранвойска и военные формирования); в итоге жителям приграничных поселений со стороны Украины следует ожидать нового всплеска мародёрства и преступлений со стороны парамилитарных формирований;
– появится дополнительный фактор опасности для мирных жителей, пересекающих линию разграничения через КПП.
Что касается грузов, следующих в республики с Украины и в обратном направлении, «активисты» уже определились: они будут блокировать дороги. И уже не под маркой «борьбы с контрабандой», а по причине того, что ДНР и ЛНР не выполнили их ультиматум: освободить пленных. «Механизм очень простой, у нас уже есть опыт по этому поводу, когда в декабре 2014 года мы также частично блокировали дороги, гуманитарные конвои», – рассказали в батальоне «Донбасс», подчеркнув, что в этот раз к блокаде приобщат и железнодорожное сообщение. Если учесть, что транспортные компании ничего не везут в Донбасс с 2015 года, а торговля с ДНР и ЛНР официально запрещена, то для блокирования остаются грузы только тех компаний, главные офисы которых находятся в Киеве, и гуманитарные конвои (в основном ахметовские). Не исключено, что «активисты» в итоге возьмутся трясти пассажирские автобусы, частные автомобили и велосипеды (люди даже зимой ездят всеми видами транспорта через КПП, чтобы получать или отправлять посылки и покупать продукты). Кроме того, в поле зрения участников блокады окажутся предприятия на подконтрольной Украине территории Донбасса, где тоже можно славно поживиться, как это и было в 2014 году.
Мобилизационный штаб блокады Донбасса расположен на майдане Независимости в Киеве. В руководителях – «ветераны» батальонов, оставшиеся не у дел и не желающие воевать. «Крышу» им обеспечивают народные депутаты. Один из них, бывший командир батальона «Донбасс» Семён Семенченко, написал у себя в ленте Facebook, что участники блокады Донбасса ни с кем не собираются согласовывать свои действия. «Нам рассказывают про выход за пределы «правового поля», забывая что оказались в этих креслах только в результате массового выхода за это «поле» под названием «Майдан» и что уцелела то страна в результате борьбы абсолютно незаконных добровольцев и волонтеров. Про невинные шалости их самих «АТО вместо войны», минские соглашения, «блуждающие танки» никто кокетливо не вспоминает…» – заявляет Семенченко, походя напоминая коллегам по власти о том, что правового поля нет со времён майдана, и так называемая АТО точно так же незаконна, как и блокада.
Скорее всего, поиздержались «ветераны АТО», поэтому и шантажируют они блокадой Донбасса Порошенко, прикрывшись лозунгами о борьбе с контрабандой и ультиматумами об освобождении пленных (хотя гораздо действеннее было бы, не выезжая из Киева, добиться выполнения минских соглашений в части обмена по формуле «всех на всех»). Или же блокада Донбасса – это очередное телодвижение господина Турчинова, который в последнее время отметился серией выступлений с рецептами «освобождения оккупированных территорий» радикальными способами. Он же – инициатор идеи проведения ракетных стрельб в полётной зоне Симферополя (которая, как известно, закончилась серией его громких заявлений в прессе и перенесением стрельб в зону нейтральных вод). Судя по всплескам активности секретаря СНБО, у него появилась веская причина заявлять о себе публично.
Известно, что костяк участников «блокады Донбасса» составляют вояки батальонов «Айдар», «Донбасс», «Херсон», а также «Правого сектора». Как сообщили в штабе «блокираторов», оружия у них в руках как такового не будет, поскольку все они являются демобилизованными, но на такое дело невозможно идти безоружными, поэтому оружие всё-таки будет – для самозащиты «от провокаций» и «частных армий».
Блокада, по словам её организаторов, направлена также на то, чтобы ускорить принятие закона об участниках АТО украинским парламентом, что позволит освободить их от уголовного преследования. «На наших патриотов открыты 10200 уголовных дел, 1440 отбывают наказание за то, что защищали государство», – заявляет «штаб блокады». Странно, что участники блокады с такими требованиями едут на линию разграничения, а не идут блокировать парламент. Но они уверены, что блокада Донбасса заставит действовать и киевскую власть, и руководство республик. По их словам, так было в 2014 году, когда были заблокированы гуманитарные конвои донецкого олигарха Рината Ахметова. Руководители штаба блокады уверены, что у жителей ДНР и ЛНР «в холодильниках станет пусто». Сразу видно, что эта публика давно не бывала в Донбассе: украинские продукты в ДНР и ЛНР – это уже экзотика (перед новогодними праздниками, например, появилось разнообразие конфет «Рошен»).
Что касается пленных, которые находятся в ДНР и ЛНР, «штабисты» особо отметили тех, кто «здоровые, с оружием, бросили и сдались в плен, мы их тоже не забыли».
Помимо торговой блокады, «ветераны АТО» намерены добиваться прекращения водоснабжения Донбасса и отключения электричества на неподконтрольных правительству территориях. Что касается блокирования дорог, они обещают установить мобильные блокпосты с тем, чтобы досматривать транспорт. Также «контролёры» хотят остановить вагоны с углем, следующие из республик на Украину. Уголь из Донбасса, по мнению «ветеранов АТО», поставляется незаконно, под видом угля из ЮАР. На это отреагировал украинский министр по делам временно оккупированных территорий и переселенцев Вадим Черныш: «Если вы хотите, чтобы страна прошла осенне-зимний период без отключения света по всей территории Украины, то необходимо иметь возможность перемещать уголь, иначе мы будем иметь проблему по всей стране».
Автор идеи блокады Донбасса Александр Турчинов в последний момент спрыгнул с темы, переведя стрелки на президента. Дескать, если он как главнокомандующий отдаст приказ – будем блокировать.
Получилось точно как и со стрельбами в Чёрном море: громкие заявления о намерениях с последующим изменением далеко идущих планов. Вот и теперь, когда дело запахло не только нарушением минских соглашений, но и откровенным беспределом, Турчинов решил умыть руки. Мало ли что. Одно дело – завить в прессе, другое – взять на себя ответственность. «Тем, кто попытается сам делать какие-то там импровизированные блокпосты в зоне проведения антитеррористической операции – этого не будет, я сразу могу вам сказать», – отрезал Турчинов.
Планы блокады Донбасса прокомментировали в Москве. «Появление подобных намерений уже никого не удивляет. Их озвучивают те, кто считает себя продолжателями дела нацистских преступников типа Бандеры и Шухевича. Все это красноречиво свидетельствует об отсутствии на Украине малейшего желания решать конфликт в Донбассе мирными способами», — сказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
29 декабря первая партия «активистов» обещает отбыть на Донбасс. «Власть обливает нас лайном (дерьмом. – Ред.), но мы пойдём до конца», – обещает Семенченко.
Остаётся выразить сочувствие жителям прифронтовых городов и сёл.
Соб. корр ФСК