11 июня граждане Украины получили безвиз с ЕС, а у международных авиакомпаний появились новые возможности для бизнеса. Однако не всё так просто в украинском государстве.
Австрийское издание Der Standard опубликовало статью журналистов Йоханнеса Ляйтнера (Johannes Leitner) и Ханнеса Майсснера (Hannes Meißner) о том, как семейные кланы и кланы бизнеса на Украине блюдут собственные экономические интересы. Об этом свидетельствует скандал с выходом авиакомпании Ryanair на украинский рынок.
Ирландский лоукостер Ryanair ещё весной 2017 года объявил о выходе на украинский рынок с предложениями авиарейсов из разных городов Европы в Киев и Львов и обратно. Даже начали продавать билеты. На этом и закончили. Авиакомпания объявила о своём уходе с Украины.
Дэвид О'Брайен (David O'Brien), главный коммерческий директор Ryanair, упрекнул Павла Рябикина, исполнительного директора аэропорта Борисполь, в том, что тот пытался защитить авиакомпанию Ukraine International Airlines (UIA) от международной конкуренции. «Пикантный момент в этой истории – влиятельный олигарх Украины Игорь Коломойский является совладельцем UIA. Как Рябикин, так и UIA отвергают обвинения в нарушении конкуренции и аргументируют свою позицию несоразмерными требованиями со стороны Ryanair, в результате чего аэропорт Борисполь мог понести финансовые потери», – пишут авторы в своей статье «Раздор из-за Ryanair на Украине. (Не)надежное приземление иностранных предпринимателей».
И подобные события на постсоветском пространстве не являются единичными случаями, уверены австрийские журналисты: «В нашей книге «State Capture, Political Risks and International Business. Cases from the Black Sea Region» («Захват государства, политические риски, международный бизнес. Истории черноморского региона») мы анализируем подобные происшествия.
В центре таких событий находится феномен «захвата государства». Это значит, что сети предприятий семейных кланов занимают государственные позиции, чтобы использовать их в своих частных интересах. Правящие элиты используют всю находящуюся в их распоряжении государственную власть, чтобы благоприятствовать предприятиям собственной сети и держать на расстоянии собственных и иностранных конкурентов. Инструментами в таких случаях являются управляемая юстиция и бюрократия, а также сознательно утаиваемые законы и предписания. Произвол, непрозрачность и ненадёжная правовая система становятся оружием против незваных гостей».
Собственно, и майдан начинался с протеста против клана Януковича. И закончился воцарением во власти клана Порошенко.
«Однако где же Украина находится сегодня по прошествии более трёх лет после Януковича? Нынешний случай с Ryanair позволяет предположить, что проблематика «захвата государства» существует по-прежнему… Произошло всего лишь смещение в соотношении сил. Являясь конкурентами, элиты тем не менее едины в том, чтобы как можно дольше сохранять существующую систему. В рамках исследовательской поездки в Киев в июне 2016 года мы занимались вопросом о том, как международные предприниматели оценивают политические риски на Украине в целом и реформы после революции в частности. При этом обнаружилось, что не крымский кризис и не конфликт на востоке Украины, а политические риски, связанные с «захватом государства», как и раньше, остались на прежнем месте. При этом господство Порошенко оценивается всего лишь как новая форма "захвата государства"», – говорится в статье.
Как признают австрийские журналисты, «за хорошо инсценированным прозападным спектаклем и реформаторской риторикой скрывается старая системная логика. В процессе выравнивания интересов между революцией и реакцией Украине еще предстоит пережить критический момент. Нынешняя реформа судебной системы покажет, смогут ли реформаторские силы продолжать свою деятельность и станет ли Украина надёжным местом деятельности иностранных инвесторов».
Создаётся впечатление, что авторы статьи о скандале с лоукостером Ryanair прозрели, но только отчасти: с одной стороны, они уже признают, что майдан вместе с «революцией достоинства» привели только к новой форме «захвата государства», с другой – что-то мешает им посмотреть на украинскую ситуацию взором, не замутнённым всё тем же майданом. Авторы Der Standard продолжают по-детски верить в мифические «реформаторские силы» на Украине, которые когда-нибудь себя проявят и вслед за этим прольётся золотой дождь инвестиций.
Только вот закон об антикоррупционных судах украинским парламентом опять не принят. А это значит, что «захват государства», по меткому выражению австрийских журналистов, продолжается. И в рейтинге инвест-привлекательности Doing business Украина занимает позорное 80-е место. Для сравнения: Косово – 60-е, Руанда – 56-е, Молдова – 44-е, Россия – 40-е, Беларусь – 37-е.
Соб. корр. ФСК