Чем больше я слежу за европейскими политиками, тем больше они пугают меня степенью своей неадекватности. Последним ярким примером деградации европейской политической элиты стали комментарии первых лиц Евросоюза по поводу недавних событий с Сирии.
Все они как один выражают неподдельную радость в связи со свержением законного правительства страны и, похоже, даже не понимают, какими бедами конкретно Европе это может грозить.
«Диктатор пал. Совершенно очевидно, что жестокое 24-летнее правление Башара Асада в Сирии закончилось, поскольку его режим лежит в руинах. Это критический период для региона и миллионов сирийцев, которые хотят свободного, стабильного и безопасного будущего. То, что произойдет в ближайшие часы и дни, имеет значение. Именно диалог, единство, уважение основных прав, международного права должны характеризовать следующие шаги», – заявила председатель Европарламента Роберта Метсола.
«Конец диктатуры Асада – позитивное и долгожданное событие. Оно также показывает слабость сторонников Асада, России и Ирана. Наш приоритет – обеспечение безопасности в регионе. Я буду работать со всеми конструктивными партнерами, в Сирии и в регионе», – вторит ей глава Евродипломатии Кая Каллас.
От коллеги по прибалтийскому гнезду русофобов не отстаёт и министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис:
«У нас сейчас такая же ситуация, как с первыми и вторыми Минскими соглашениями после агрессии 2014 года. Сейчас считается, что время другое. Но это не так. Со всеми сирийскими событиями мы видим, что Россию можно преодолеть, если мы сами нажмем на педаль и будем действовать. Для меня это предельно ясно».
Прямая экстраполяция ситуации в Сирии на конфликт России и Запада – это, конечно, «сильно», сразу виден уровень аналитики. Но если ожидать адекватности и ответственного отношения к своему делу, и как следствие, к судьбе Европы от случайный людей, дорвавшихся до власти даже без учёта воли её граждан, было бы наивно, то радость по поводу сирийского безвластия со стороны канцлера ФРГ Олафа Шольца лежит уже где-то за гранью разумного.
«Конец правления Асада в Сирии – это хорошая новость», – заявил пока ещё глава германского правительства, обосновав свои позитивные эмоции тем, что Башар Асад якобы «жестоко угнетал свой собственный народ, на его совести бесчисленные жизни, и он заставил множество людей бежать из Сирии, многие из которых отправились в Германию».
Вот как раз о судьбе тех сирийцев, кто бежал в Германию и прочие европейские страны, а также о намерении европейцев как можно быстрее избавиться от них под предлогом «нормализации» ситуации у них на Родине, я и предлагаю сегодня поговорить.
Начну с того, что ни о какой «нормализации» в реальности речи не идёт. Вы вообще когда-нибудь слышали о том, чтобы государственный переворот привёл бы в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе к улучшению жизни в стране? Любой, на ваш выбор. Последние примеры, в том числе и украинский, доказывают, что всё становится только хуже, причём стремительно.
Как верно написал по этому поводу иранский журналист Хасан Мафи, «люди продолжают делиться кадрами, на которых группа сирийцев танцует, празднуя, наконец, "освобождение" от Асада, в Ливии тоже танцевали после убийства Каддафи, посмотрите, сколько у них теперь свободы».
Но даже если оставить в стороне нравственные оценки произошедшего (где Запад, а где нравственность?), сами же европейские СМИ признают, что уже сейчас всё пошло не по плану и власть в стране захватили не умеренные «прогрессивные джихадисты», с ориентацией на западные ценности (я вообще не уверен, что нечто подобное существует, но европейцам, видимо, виднее), а самые настоящие радикалы, которые теперь планируют строить в Сирии очередной исламский халифат или что-то вроде того.
В общем, пока французская Le Figaro утверждала, что переходное правительство Сирии может возглавить проевропейски настроенный бывший премьер-министр Рияд Хиджаб, лидер боевиков аль-Джулани назначил на эту должность своего человека Мухаммеда аль-Башира, весьма далёкого от западного понимания прогрессивности. И вот в такую страну Европа нынче планирует отправлять сирийских беженцев. Смело, ничего не скажешь.
Вот только каковы шансы, что сирийская репатриация пройдёт так, как задумали европейские политики?
Сегодня местные СМИ в качестве доказательства желания сирийцев вернуться на Родину крутят ролики с автомобильными очередями на границе Сирии с Ливаном и Турцией, мол, видите как они хотят поскорее уехать домой.
Но в том-то и проблема, что одно дело возвращаться из такого же разорённого и нищего Ливана или мягко говоря «неласковой» Турции, и совсем другое – покидать европейский «рай», где при всех проблемах жизнь явно лучше, чем на Ближнем Востоке. Причём это касается как дня сегодняшнего, так и ближайшей исторической перспективы.
В своё время точно также велись разговоры о возвращении в Афганистан беженцев из этой страны. Нет, ну а что, война же закончилась и неважно, что к власти пришли талибы, они ведь в некотором смысле тоже «прогрессивные». Но в итоге ни до массовой, ни до вообще какой бы то ни было депортации афганцев из стран Европы дело так и не дошло.
Вот и сейчас, видимо, не очень веря в добровольность желания сирийцев покинуть ЕС, депутат бундестага Йенс Шпан выступил с предложением заплатить им за возвращение в Сирию.
«Я думаю, что это падение режима хорошая новость для сирийских беженцев в Германии в Европе. Многие из них рады падению режима Асада. Как насчёт того, чтобы немецкое правительство сказало: «Каждого, кто хочет вернуться в Сирию, мы посадим в самолёт и дадим ему стартовый капитал в размере 1000 евро»? Может быть, многие молодые сирийцы, которые находятся здесь, в Германии, захотят восстановить свой дом Сначала следует сделать возможным возвращение в Сирию на добровольной основе», – заявил политик.
А ведь вопрос беженцев для Германии далеко не второстепенный. Именно с этим было связано моё крайнее удивление радости Шольца от событий в Сирии. Уже на сегодняшний день почти каждый третий евро немецких налогоплательщиков, выделяемый в формате пособия по безработице, уходит иностранцам.
Если в 2021 году на поддержку преимущественно беженцев и мигрантов было выделено 5,9 млрд евро, то в прошлом году эта сумма составила уже 12,2 млрд евро – более четверти всех расходов на пособия по безработице (42,6 млрд евро). В 2024 году, по прогнозам, эта сумма возрастёт до 13,7 млрд евро, что составит почти 30% от общих затрат. В 2023 году базовую помощь по статье SGB II чаще всего получали граждане Афганистана (1,3 млрд евро), Сирии (3,5 млрд), Украины (5,8 млрд), а также граждане Ирака (774 мон), Ирана (282 млн), Эритреи (172 млн), Сомали (155 млн), Нигерии (125 мон) и Пакистана (112 млн), свидетельствуют данные Министерства труда ФРГ, предоставленные по запросу партии «Союз Сары Вагенкнехт» (BSW) и оказавшиеся в распоряжении издания BILD.
И всё это на фоне дефицита бюджета, роста безработицы и инфляции. За каким, извините, чёртом тем же немцам нужен ещё больший хаос на Ближнем Востоке – а он в связи с событиями в Сирии, даже про признанию западных экспертов, фактически неминуем – вопрос, что называется, риторический.
И срочно принятые несколькими европейскими странами меры по временной (!!!) простановке рассмотрения заявлений сирийцев о предоставлении убежища на самом деле ничего не изменят.
Ещё до начала обострения в Сирии директор Всемирной продовольственной программы ООН по координации ЧС Абдель Джабер заявлял, что Европе стоит ожидать наплыва ещё около 1,5 млн беженцев из ближневосточного региона.
С падением режима Асада, который обеспечивал в стране хоть какую-то стабильность, дезинтеграционные процессы в Сирии будут только усиливаться, а с ними, как неизбежное следствие, усилятся и потоки беженцев в соседние страны и, разумеется, в направлении Евросоюза.
Так что господа из Брюсселя слишком рано радуются. Это вам не Америка, до которой ещё пойди доплыви. Первой пострадавшей от сирийского хаоса станет именно Европа. И в этом, лично у меня, нет никаких сомнений.
Фото: EPA, Hurriyet, социальные сети