Компания Avellana Gold Ltd разработала проект по добыче золотой и золото-полиметаллической руды в Закарпатье, куда планирует инвестировать около 100 миллионов долларов, сообщила Государственная служба геологии и недр Украины.
Мужиевское месторождение в Закарпатье – единственное на Украине, которое имеет подтверждённые запасы золота. В нём находится около 55 тонн золота и 1 млн тонн свинца и цинка на общую сумму 3,8 млрд. долларов США.
До 2014 года лицензией на добычу золотой руды на Мужиевском месторождении владела фирма, связанная с министром внутренних дел Украины Виталием Захарченко «Карпатская рудная компания» (КРК). Официально её владельцем называл себя донецкий бизнесмен Виталий Бредихин, он считался доверенным лицом Захарченко. После бегства Виктора Януковича и его соратников в 2014 году компанию перерегистрировали в частное акционерное общество. А в 2016 году 100% его акций приобрела Avellana Gold Ltd, принадлежащая американцу Брайану Севеджу (Brian Savage).
На официальном сайте Avellana Gold сказано, что компания имеет регистрацию на Кипре и занимается разведкой и разработкой месторождений на Украине и других странах Восточной Европы. «Компания была основана после Евромайдана группой международных инвесторов, воспринявших события в Украине как призыв к переменам на институционном уровне, которые приведут к большей безопасности для инвесторов, готовых привлечь капитал в горную добычу в Украине», – сказано на сайте Avellana Gold. Однако появилась эта фирма только в марте 2016 года, через два года после государственного переворота, и тогда уже было очевидно, что никакими переменами, ведущими «к большей безопасности инвесторов», в украинском государстве даже не попахивает. Амбре совсем иное.
Севедж женат на россиянке и имеет отношение к добывающей компании Amur Minerals, владеющей лицензиями на разработку Малмыжского золотомедного месторождения в Хабаровском крае и медноникелевого месторождения Кун-Манье в Амурской области. В Amur Minerals Севедж – один из управленцев и миноритарный акционер. С января 2015 по август 2016 года рыночная цена акций Amur Minerals упала с 37 до 3 фунтов стерлингов, но вроде бы обнищавший на разработке российских месторождений Севедж направляет исчезающие резервы на покупку проблемных активов на Украине (золотодобыча на Мужиевском месторождении приостановлена десять лет назад). Выглядит это странно. Впрочем, странностей в этой истории много.
С августа 2016 года украинское представительство Avellana Gold возглавляет Николай Гожик, до этого директор по развитию «Карпатской рудной компании», а ещё раньше – главный инженер ООО «Закарпатполиметаллы», у которого территория Мужиевского месторождения находится в аренде до 2053 года. До переворота КРК не могла по этой причине начать золотодобычу в Мужиево, к тому же арендатору принадлежали наземные и подземные сооружения.
ООО «Закарпатполиметаллы» прекратило добычу золота в 2007 году, в 2010 обанкротилось, и возникшей в 2012 году на золотом горизонте Закарпатья КРК пришлось покупать у банкротов имущество на государственном аукционе. Однако после смены власти на Украине «Закарпатполиметаллы» неожиданно подали признаки жизни и принялось судиться, доказывая, что КРК заплатила смешные деньги за вертикальную шахту и обогатительную фабрику. Новая власть, разумеется, не упустила момента: против КРК были возбуждены уголовные дела, а разрешение на разработку недр приостановлено.
Регионалам так и не удалось добраться до закарпатского золотишка. В 2016 году на месте прежних несостоявшихся золотодобытчиков появилась Avellana Gold Ltd, которую в украинских СМИ почему-то называют американской компанией, хотя зарегистрирована она на Кипре. Украинское лицо компании – всё тот же непотопляемый Николай Гожик. Истинный Фигаро!
Обвинения в том, что за хитросплетением сделки по продаже КРК кипрской Avellana Gold Ltd торчат уши регионалов, не потерявших надежды дотянуться до закарпатского золота, компания Севеджа решительно отвергает. Avellana Gold даже пожаловалась на «информационные атаки» недоброжелателей в Генеральную прокуратуру. Никакой «руки Москвы», заверили новоявленные золотодобытчики, «способствовал передаче добычи полезных ископаемых молодой реформатор, заместитель министра экономики Максим Нефёдов, главный по электронным закупкам ProZorro (проекта, за которым торчат уши Сороса, USAID и посольства США на Украине. – Ред.)».
С лица картинка выглядит пасторальной: стопроцентно американские американцы, несмотря на явные проблемы Мужиевского месторождения, горят желанием вложить в него до $100 млн, обещая в буквальном смысле золотые горы: если раньше добывали лишь 120 тысяч тонн руды в год, то с введением нового технологичного процесса эта цифра увеличится до 500 тысяч тонн. Им с удовольствием помогают «молодые реформаторы». Получать прибыль планируется с первого дня добычи за счёт наличия в руде серебра, свинца и цинка.
«На сегодняшний день мы вполне осознаём геологические и операционные риски проекта, высокие требования местных общин касательно экологичности проекта, а также фактическую невозможность привлечения долгосрочного долгового капитала в страну с преддефолтным рейтингом. Мы это понимаем, поэтому от государства хотели бы получить только две гарантии. Первую – сигнал, что стране необходим действительно крупный проект по добыче и обогащению полиметаллических руд, и вторую – гарантию того, что лицензионные условия и регуляторные правила в сфере недропользования будут стабильными во время реализации проекта», – уверяет Севедж.
Странно, что о прибыли с первого дня не знали в «тресте, который лопнул» – ООО «Закарпатполиметаллы». И обанкротились. Тем не менее главного инженера золотодобытчиков-банкротов Avellana Gold не побоялась пригласить в качестве топ-менеджера! Есть в этом какая-то тайна. С 2014 года территория Мужиевского рудника не охранялась, посему он разграблен, производственные помещения (за которые шли судебные тяжбы с КРК) разобраны, описывает ситуацию на руднике Николай Гожик, обвиняя в мародёрстве местное население. В ответ идут разговоры о том, что бывшее место работы управляющего Avellana Gold банкротилось не по причине убытков, а из-за намеренного занижения содержания золота в породе с тем, чтобы скрывать «золотую прибыль» от государства. В Мужиево утверждают, что на руднике в основном работали приезжие, чтобы местные жители не заподозрили неладное. А украинские СМИ в прошлом сообщали, что полнейший упадок на руднике наблюдался не с 2014 года, а эдак с 2008-го.
Возле Мужиевского месторождения расположены отвалы, содержащие сульфиды железа и другие тяжёлые металлы. Государственная инспекция с 2013 года вообще не контролировала рудник. Порядка $50 миллионов потребуется потратить на рекультивацию отвалов и новое оборудование (взамен уничтоженного). Строительство нового рудника планируется начать в 2018 году. Рисковое мероприятие в стране, которую сотрясает гражданская война и перманентный политический кризис, а по городам и весям расползлись вооружённые банды. Но в Avellana Gold Ltd – завидные оптимисты.
Украину при всех без исключения президентах накрывала «золотая лихорадка». В 1992 году Леонид Кравчук на экономическом форуме в Давосе утверждал, что в ближайшее время Украина войдет в мировой клуб золотодобывающих стран и станет лидером по добыче золота в Европе. Кравчук прогнозировал 4-5 тонн в год к 1996 году и 25 – к 2005-му (притом, что вся Европа добывает порядка 15 тонн золота ежегодно). В 1997 году на стол второму украинскому президенту Кучме лёг золотой тризуб, изготовленный из килограмма золота, добытого на руднике под Кировоградом. Первую тонну золота (в основном закарпатского) обещали уже к 2000 году. С приходом во власть Ющенко появились иностранцы, нацеленные на золотодобычу и секретный указ «Об организационном обеспечении развития золотодобывающей отрасли, производства и использования редких металлов и драгоценных камней». В 2010-2011 годах (уже при президенте Януковиче) американцы, канадцы, австралийцы активно скупали компании, владеющие лицензиями на золотодобычу.
Была ли добыта на Украине хотя бы тонна золота – великая тайна. Официально известно о 800 килограммах за десятилетку 1997-2006. А далее всё покрыто мраком неизвестности. В 2011 году при Януковиче прозвучало заявление, что Украина сможет добывать тонну золота в год через 3-5 лет, планы догнать и обогнать Европу были напрочь забыты.
Судя по всему, с приходом на Украину новых золотодобытчиков в лице Avellana Gold и при президенте Порошенко украинскому государству не удалось избежать очередной золотой лихорадки. И снова отчётливо слышен барабанный бой и вдохновенные обещания увеличить добычу (на Мужиевском месторождении) в 10 раз. Остался один вопрос: Кучме положили на стол золотой тризуб, у Януковича якобы нашли золотой батон, а что получил Порошенко?
Соб. корр. ФСК