Пётр Порошенко в очередной раз удивил мир, подписав 25 сентября закон о реформе образования, согласно которому всё образование в стране с 1 сентября 2020 года будет вестись только на украинском языке. Тысячи СМИ отреагировали на это событие, которое в ХХI веке в центре Европы выглядит дико. Среди них – норвежский новостной сайт телерадиовещания NRK (Norsk Rikskringkasting), опубликовавший статью собственного корреспондента в РФ Мортена Йентофта (Morten Jentoft). Находясь в России, Йентофт лучше многих в Европе понимает, против кого направлен этот скандальный закон и какие цели он преследует.
Украина – многонациональная страна, которую власти в угоду националистам Галичины пытаются насильно сделать моноэтнической (представителей всех национальностей Украины, начиная с русских, насильно переделать в «украинцев»). Соседние страны уже выступили с резкой критикой этого закона, впрочем, украинские чиновники не обращают на неё особого внимания. Ведь главное – «белый господин» за океаном дал добро.
Да, США оказались единственной страной, одобрившей реформу образования. Посольство США на Украине разместило в своём Twitter сообщение: «Поздравляем Украину с продвижением образовательной реформы, ведь вклад в развитие молодёжи – залог будущего».
Однако было бы наивно думать, что новый закон направлен против всех национальных общин Украины, ведь школы нацменьшинств составляют всего 1% от общего количества школ в стране. Украинские венгры, румыны, болгары, греки, евреи и другие народы, живущие на Украине, стали заложниками борьбы с русским языком, которую украинское государство ведёт со дня обретения своей независимости.
«Новый закон о языке в первую очередь коснётся более 360 тысяч учеников русских школ Украины. Исследование, проведённое Центром Разумкова в 2016 году, показало, что примерно 40% украинцев (а это более 15 млн человек. – Ред.) говорят дома на русском, хотя большинство из них считают себя украинцами. Вряд ли есть какие-либо сомнения в том, что закон в первую очередь был принят, чтобы уменьшить российское влияние в украинском обществе. Русский язык используется на большей части Украины, и влияние русской культуры благодаря СМИ и интернету велико спустя 26 лет после того, как Украина стала самостоятельным государством», – уверен Йентофт.
Это понимают и на Украине. «Единственный эффект, который мы получим в результате подобного «реформирования», – это рабочие руки и обслуживающий персонал, который будет выставлен от имени Украины на рынках Европы, вместо того, чтобы быть интеллектуальной элитой, способной конкурировать с молодёжью других стран», – заявил в открытом обращении коллектив научно-методического центра Святошинской гимназии города Киева.
А политолог, директор центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв считает, что закон о реформе образования приведёт к формированию архаично-хуторской страны, в которой не будет места для русских.
«Язык - очень болезненная тема на Украине. И важной причиной конфликта между пророссийскими сепаратистами на востоке страны и украинскими властями является как раз возможность преподавания в школах на русском языке», – делает верный вывод автор статьи.
Дискриминационным порошенковским законом об образовании правящий на Украине режим бросил вызов не только России, но и Европе, и своему народу. Радует, что европейцы постепенно начинают это понимать и называть вещи своими именами.
Соб. корр. ФСК