Башкан (глава) молдавской автономной области Гагаузия Евгения Гуцул поздравила жителей автономии с 30-летием принятия парламентом Республики Молдова закона «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)».
За три десятилетия гагаузский народ прошел огромный путь, сказала она. Мы создали с нуля органы власти автономии, заложили основу для экономического роста, дали старт уникальным социальным программам, сохранили гагаузский язык и поэтапно расширяем сферу его применения в системе образования и общественной жизни.
Впереди еще остаются вызовы, которые нам предстоит преодолеть. Мы будем добиваться выполнения закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)» в полном объеме и уважения к нашему базовому закону со стороны центральных властей, подчеркнула Евгения Гуцул.
Башкан Гагаузии не случайно употребила в своем поздравлении слово «вызовы», поскольку одновременно Евгения Гуцул объявила, что Гагаузия отказывается признавать Майю Санду президентом Молдавии. «Как центральная власть не признает легитимную власть Гагаузии, так и мы не признаем этого президента, поскольку на президентских выборах были фальсификации», – сказала она.
Гуцул отметила, что без фальсификации результатов на выборах одержал бы победу достойный кандидат. Лидер Гагаузии обвинила Кишинев в давлении на руководство региона и отказе от сотрудничества. По ее словам, такие действия Молдавии усугубляют отношения с гагаузской стороной. А ранее сама Санду заявила, что молдавские власти недостаточно уделяли внимания русскоязычному населению. По ее словам, это касается не только Молдавии, но и Гагаузии, где не все жители, как она выразилась, говорят на румынском языке. Санду также пообещала чаще посещать Гагаузскую автономию, чтобы проводить дискуссии с ее жителями.
Такое заявление Санду выглядит весьма странно, поскольку на самом деле хорошо известно, что в Гагаузии вообще никто не говорит на румынском языке, а большинство населения говорит по-русски. А потому официальными в этой автономии являются три языка: русский, гагаузский и молдавский.
Как известно, Гагаузия – автономная территориальная область, находящаяся в южной части Республики Молдова. Несмотря на то что в ней три официальных языка, преподавание в школах и университете Гагаузии ведется в основном на русском языке. Большинство гагаузов, 99%, православного вероисповедания, а церкви Гагаузии относятся к Русской православной церкви Московской патриархии.
В 1990 году гагаузы провозгласили самостоятельную республику, которая в 1994 году была преобразована в автономное территориальное образование (АТО) Гагаузия в составе Республики Молдова. Однако в принятом Уложении указано, что если Молдова войдет в состав Румынии, чего сейчас добиваются в Кишиневе, то в этом случае гагаузы оставляют за собой право на самоопределение. В феврале 2014 года в автономии прошел референдум по вопросу определения вектора внешней политики страны. Более 98% его участников высказались за интеграцию Молдавии в Таможенный союз.
Сегодня столица Гагаузии Комрат выглядит как типичный российский город: на ее улицах звучит русская речь, большинство вывесок на русском языке. Однако в последние годы ЕС и НАТО прилагают всяческие усилия, чтобы оторвать Молдавию, а значит и Гагаузию, от России. В том числе и с этой целью президентом Молдавии Запад посадил Майю Санду, у которой в сумочке лежит румынский паспорт. А потому она держит курс на «унию» – поглощение Молдавии Румынией.
Прорумынсая акция в Кишинёве
Такой поворот событий для Гагаузии совершенно неприемлем. В апреле нынешнего года Евгения Гуцул в своём Telegram-канале заявила, что Гагаузская автономия начнет процесс отделения от Молдавии, если Кишинев решится на объединение с Румынией.
«Если нынешняя молдавская власть пойдет на унию, Гагаузская автономия не будет молчать. Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике. Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сел поддержат нас», – объявила Гуцул.
Гуцул напомнила, что еще в 2014 году в Гагаузии прошел референдум, на котором жители заявили, что свое будущее они видят исключительно в составе независимой и суверенной Молдавии. Она подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но также русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли выстроить гармоничные межнациональные отношения.
«В Гагаузской автономии относятся к Румынии и румынской культуре с уважением и интересом. Это наши соседи, с которыми мы хотим развивать тесные экономические и культурные связи. Но мы также ожидаем, что и наши соседи будут относиться с должным уважением к молдавской государственности и особому правовому статусу Гагаузии», – добавила Гуцул, подчеркнув, что гагаузы готовы продолжать отстаивать суверенитет Молдавии, и выразила надежду, что «разум возобладает».
А затем в эфире Первого канала башкан Гагаузии указала, что объединение Румынии и Молдавии приведет к гибели культуры, языка и этноса последней. «Для Молдовы это смерть. И смерть молдавского языка, молдавской культуры. Смерть молдавского этноса», – подчеркнула она.
Заявление башкана Гагузии последовало после того, как премьер-министр Румынии Марчел Чолаку заявил в интервью порталу DC News, что поддерживает идею объединения Румынии с Молдавией, которое может произойти в том числе путем вступления республики в Евросоюз. Чолаку считает Молдавию частью Румынии, которая в 1940 году была якобы незаконно отторгнута и включена в состав СССР. Премьер подчеркнул, что для объединения нужно согласие молдавских граждан.
Между тем в Румынии уже разрабатывают законодательную базу для аннексии Молдавии. В Бухаресте считают Молдавию частью Румынии, которую в 1940-м якобы незаконно отторгли и включили в СССР. Но на самом деле все было иначе. В 1918 году, воспользовавшись развалом Российской империи, Румыния ввела войска в Молдавскую демократическую республику, провозглашенную в составе России. Созданный в Кишиневе Совет края под давлением Бухареста проголосовал за объединение. Москва этого так и не признала, а в июне 1940-го в соответствии с советско-германским пактом эта территория перешла под контроль Советского Союза.
После распада СССР Молдавия стала суверенным государством. В Декларации о ее независимости сказано, что создание Молдавской ССР было незаконным. Государственный язык с тех пор – румынский с латинским алфавитом. За 30 лет независимости больше миллиона молдаван получили румынское гражданство. В том числе президент Майя Санду, члены Конституционного суда, правительства и парламента.
В рамках этой политики Минобороны Румынии уже вынесло на всеобщее обсуждение уточненную редакцию закона о национальной обороне, который, в частности, предусматривает милитаризацию сил МВД. При этом разрешается применение армии за границей «для защиты румын, оказавшихся в опасности». В чем просматривается явный намек на возможность введения войск в Молдавию.
Глава комиссии Совета Федерации по информполитике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков не так давно заявил, что президент Молдавии Майя Санду ведёт страну к поглощению Румынией. «Премьер Румынии – за поглощение Молдавии. Удивляться нечему. Во главе Молдавии давно поставили президентом румынку, теперь второй этап – довести дело до поглощения Молдавии Румынией. В этом случае Молдавия будет самой бедной провинцией одной из небогатых стран ЕС. Собственно, Санду к этому и ведет дело», – считает Алексей Пушков.
Мало того, Санду в последние дни обостряет и без того напряженную ситуацию в регионе. Как сообщила Служба внешней разведки РФ, на днях Санду потребовала подготовить силовой захват Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье. Другими словами, вознамерилась атаковать расквартированных в Приднестровье российских миротворцев. То есть фактически объявить войну России.
По сведениям СВР, на совещании с правительством по вопросам энергетической безопасности воинственный президент возмутилась докладом премьер-министра Дорина Речана о возможных проблемах с энергоснабжением, которые могут возникнуть после 31 декабря, когда истечет российско-украинский контракт на транзит газа. Но вместо того, чтобы обратиться по этому вопросу к обнаглевшему Киеву, решившему этот транзит прекратить, Санду предложила разработать план военной операции для установления контроля над Приднестровьем и ликвидации российского миротворческого присутствия в регионе.
В Евросоюзе, как отметили в СВР, не знают, как утихомирить «эмоционально нестабильного» президента Молдавии. По данным российского ведомства, Санду также «не отрезвило напоминание о том, что правобережная часть Молдавии практически полностью зависит от поставок электроэнергии с расположенной в ПМР Молдавской ГРЭС». «Войдя в раж, президент требовала подготовить силовой захват электростанции», – подчеркнули в СВР.
Однако храбрости у Санду хватило ненадолго. На следующий день после заявления СВР Кишинев торопливо пошел на попятный. Сведения о подготовке военной операции в непризнанном Приднестровье – это серьёзная и опасная дезинформация, призванная посеять панику и недоверие, поспешил заявить глава кабинета президента Молдавии Адриан Бэлуцел.
«Кишинев по-прежнему твердо привержен мирному разрешению [приднестровского] конфликта без каких-либо исключений. Важным шагом для этого является полный и безоговорочный вывод российских войск, незаконно дислоцированных на суверенной территории Республики Молдова», – написал он в телеграм-канале, ни словом не упомянув о том, что они там оказались для того, чтобы пресечь агрессию со стороны Румынии.
Однако понятно, что СВР России сделала своё заявление, опираясь на надежные источники. А это значит, что провокационные действия Майи Санду и в самом деле могут привести к расколу республики. И первый шаг к этому – её непризнание главой государства со стороны Гагаузии. На прошедших недавно президентских выборах в Молдавии 97% жителей автономии выступили против Санду и поддержали кандидата оппозиции бывшего генерального прокурора Александра Стояногло.