Бессменный с 2005 года (переизбирался в 2009 году) глава Курдского автономного региона Ирака Масуд Барзани собирается сложить с себя президентские полномочия. Об этом он уведомил региональный парламент, предложив поменять схему распределения властных полномочий в крае.
Барзани, с именем которого связан неудачный по своим последствиям для иракских курдов референдум о независимости 25 сентября, покинет должность президента с 1 ноября.
«Парламент продлевал срок [полномочий] дважды, – написал в социальной сети Twitter его советник Хемин Хаврами. – Президент Барзани отказался продлевать мандат или вносить поправки в действующее законодательство. Он направил сегодня письмо в парламент».
Работа парламента Иракского Курдистана длительное время была парализована
На 1 ноября в Иракском Курдистане были намечены президентские и парламентские выборы, но несколько дней назад стало известно об их переносе на неопределённый срок в условиях обострившегося кризиса с Багдадом.
25 октября по мере успешного наступления правительственных войск Ирака на т.н. «спорные территории» (содержащие значительную часть природных ресурсов страны) правительство в Эрбиле предложило заморозить результаты референдума о независимости.
Эмиссары Барзани развернули активную лоббистскую деятельность за рубежом, стремясь привлечь внимание внешних сил к непростой ситуации, в которой оказался теперь уже уходящий лидер. Однако, скорее всего, уже поздно, и эмоциональные ролики в социальных сетях с кадрами уничтожения курдской символики иракскими военнослужащими вряд ли будут иметь должный пропагандистский эффект. Хотя бы потому, что, занимая несколько лет назад «спорные территории», отряды пешмерга вели себя по отношению к шиитским символам ничуть не лучше. Требования же отставки Барзани со стороны практически всех основных партий Курдской автономии нарастали как снежный ком. 24 октября отставки руководства региона во главе с Барзани потребовали в совместном заявлении Движение за перемены («Горан»), Исламская лига Курдистана и Коалиция за демократию и справедливость. Несостоятельность сконструированной в своё время с участием Вашингтона политической конструкции, основанной на непрочном альянсе между Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана, стала очевидна ещё ранее, с началом продвижения иракских сил в провинции Киркук.
Встреча представителей ВС Ирака и "пешмерга" 28 октября в Мосуле об урегулировании спорных вопросов
Уход Барзани и ослабление позиций его клана, связанного с западными спецслужбами, будет вести к дальнейшему ослаблению позиций США в регионе. В частности, речь может идти о затруднении функционирования канала по переброске через северный Ирак оружия в Сирию действующим там разномастным группировкам боевиков – от курдско-арабских Сирийских демократических сил (СДС) до запрещённой в России террористической организации «Исламское государство». Свидетельством обширности этих поставок стали богатые трофеи сирийской армии, включая боевые дроны, захваченные после освобождения Маядина в провинции Дейр-эз-Зор,.
Часть трофеев Маядина
Уход М. Барзани откроет раунд борьбы за власть между различными группировками Иракского Курдистана. Однако сложно представить, что клан Барзани так просто сдаст свои позиции. Некоторые наблюдатели также не исключают дальнейшего обособления анклавов, контролируемых ДПК (Эрбиль), ПСК (Сулеймания) и др. Кроме того, США и Великобритании имеют серьёзные наработки по курдской проблематике, что, впрочем, самим курдам и их соседям добра не сулит.
По материалам СМИ