События в Саудовской Аравии дают повод опасаться, что региональные амбиции Эр-Рияда могут привести к новому вооружённому конфликту на Ближнем Востоке. На этот раз в прицеле саудитов оказался Ливан, хотя главной целью остаётся Иран.
Ливан стоит на пороге политического кризиса. Первый шаг был сделан в Эр-Рияде, где ливанский премьер-министр Саад Харири объявил о своей отставке. В экспертной среде его незапланированный визит в королевство и сделанное там заявление об отставке рассматриваются как навязанное саудовское решение. Преобладает мнение, что Саудовская Аравия, точнее министр обороны и наследник престола Мухаммед ибн Сальман, спланировал его отставку, чтобы вызвать правительственный кризис в Ливане и спровоцировать протест ливанских суннитов в защиту своего представителя в правительстве. Внутренний ливанский конфликт привёл бы к вооружённому противостоянию с партией «Хезболла», которая, по мнению саудитов, взяла на себя непропорционально большую роль в управлении Ливаном и является стратегическим союзником Ирана.
Состоятельный ливанский бизнесмен Харири имеет два гражданства – Ливана и Саудовской Аравии, его семья живёт в Эр-Рияде. Премьер-министром страны он уже был в 2009-2011 годах. Ушёл в отставку после того, как группа из 11 министров «Хезболлы» вышла из правительства единства, разрушив коалиционное правительство. После этого Харири почти три года жил между Парижем и Эр-Риядом, прежде чем вернуться в Ливан. Премьер-министром во второй раз он стал в декабре 2016 года. У религиозно разделённого Ливана есть непростой баланс власти между шиитами, представленными «Хезболлой», христианами-маронитами, имеющими право на президентский пост, и суннитами, традиционно возглавляющими правительство. «Хезболла» является в Ливане парламентской партией с 1992 года.
Эффект отставки представителя ливанских суннитов Харири может опять привести к краху правящей коалиции. Даже близкие соратники в его партии «Движение за будущее» не знали о намерениях премьера, а сегодня призывают его вернуться в страну. В заявлении бывшего премьер-министра Ливана Фуада Синьора подчёркивается, что его возвращение «необходимо для восстановления достоинства и уважения к Ливану как внутри страны, так и за рубежом».
Действительно, таинственные обстоятельства отставки Харири многими рассматриваются как первый шаг вмешательства Саудовской Аравии в ливанскую политику. На это указывает и заявление самого Харири об отказе от поста премьера, сделанное в прямом эфире на телеканале «Аль-Арабия». Харири назвал «Хезболлу» «государством в государстве» и обрушился на Иран с обвинениями в «контроле над ливанским государством», пообещав, что «оружие Ирана в регионе будет обезврежено». В ответ руководитель «Хезболлы» Хасан Насралла посоветовал Сааду Харири «подождать и посмотреть, почему Саудовская Аравия обязала главу правительства уйти в отставку». Выступая в Бейруте 10 ноября, Хасан Насралла сказал, что ливанского премьера заставили это сделать в рамках политики Саудовской Аравии по разжиганию сектантской напряжённости в Ливане.
Выступление главы «Хезболлы» последовало за призывом саудовских властей к своим гражданам немедленно покинуть Ливан. «Из-за ситуации в Ливанской Республике королевство просит своих граждан, приезжающих или находящихся в Ливане, уехать как можно скорее и советует своим гражданам не путешествовать в Ливан с любых других международных направлений», – говорится в специальном заявлении МИД КСА. Саудовский министр иностранных дел Адель аль-Джубейр заявил, что Эр-Рияд будет рассматривать Ливан как враждебное государство, пока «Хезболла» находится в правительстве.
Израиль готов воспользоваться конфликтом с выгодой для себя. По мнению министра разведки Исраэля Каца, созданы условия для дипломатического наступления на Иран и «Хезболлу» в ООН, где Израиль намерен добиваться более эффективного соблюдения соглашения о прекращении огня 2006 года, в котором содержится призыв к «Хезболле» разоружиться и отвести свои силы от границ с еврейским государством. Выступление Тель-Авива и Эр-Рияда со схожими обвинениями в отношении «Хезболлы» дают понять, что зарождается новый антииранский альянс: Израиль – Саудовская Аравия.
Всё это вызывает серьёзные опасения. Генеральный секретарь ООН обратился с призывом к сдержанности и предупредил, что новый конфликт в Ливане будет иметь «разрушительные последствия» для Ближнего Востока. Президент Франции Эммануэль Макрон, посетивший королевство 9 ноября с экстренным визитом, полагает, что Ливану необходимы стабильность и политический выход из ситуации с отставкой премьер-министра. Германия призывает Саудовскую Аравию и Иран не подрывать стабильность Ливана после отставки Харири.
Что касается США, то там снова разнобой в заявлениях президента и госсекретаря. Дональд Трамп готов поддержать стремление наследного принца Мухаммеда ибн Сальмана нанести удар по Ирану, а Рекс Тиллерсон предостерегает любую сторону от использования Ливана в своих конфликтах. Все региональные игроки, сказал госсекретарь, должны «уважать целостность и независимость» ливанского государства. В заявлении Тиллерсона, опубликованном Госдепартаментом США, указывается на недопустимость иностранного вооружённого вмешательства и подчёркивается доверие американской администрации к Харири, который назван «сильным партнёром Соединенных Штатов». Это предупреждение в адрес Ирана.
Риск конфликта с «Хезболлой» возрастает. Противников Ирана не устраивает, что ключевой иранский союзник, сражающийся в Сирии на стороне правительства Асада, выходит из сирийской войны более сильным в военном отношении. По оценкам, у «Хезболлы» сейчас 20 000 хорошо подготовленных бойцов, 25 000 резервистов и свыше 100 000 ракет. К тому же «Хезболла» не отказывается от политической роли в Ливане, что может привести к преобладанию шиитов в управлении государством и расширению иранского влияния в этой части Ближнего Востока. Поможет ли отставка Харири посеять смуту в Ливане и не допустить усиления иранского форпоста?
Затеянная королевством игра является элементом политики Мухаммада ибн Сальмана, который фактически управляет страной. Похоже, 32-летний наследник короля, которому 82 года, не намерен придерживаться традиционной саудовской внешней политики, основанной на скрытой дипломатии и больших суммах денег. Война в Йемене, конфликт с Катаром и растущая напряжённость в отношениях с Ираном – всё это результаты деятельности Мухаммеда ибн Сальмана. Эффективной эту деятельность не назовёшь: вместо ослабления иранского влияния отмечается возрастание роли Тегерана.
Возможно, и из этого конфликта иранская дипломатия сумеет выйти, набрав больше очков, чем Саудовская Аравия. Сейчас Тегеран обвиняет саудовцев в насильственном удержании Харири. Ливанский президент Мишель Аун 10 ноября потребовал от временного поверенного Саудовской Аравии в Бейруте немедленного возвращения премьер-министра в страну. С таким же предложением обратился к саудовскому руководству и министр иностранных дел Франции. Для Ливана отставка, объявленная Саудом Харири на саудовском телевидении, «неприемлема».