Приближающийся чемпионат мира по футболу в России стал для официального Киева источником неуходящего раздражения. А как же: страна-сосед, которая четыре года именуется «агрессором» и «оккупантом» и которой без устали пугают граждан, впервые в истории проводит мировой чемпионат!
Отсюда и повторяемость «футбольных» антироссийских выпадов. Самым заметным действием киевских властей с лета прошлого года стали призывы бойкотировать чемпионат. В декабре 2017 года Первый национальный канал Украины отказался транслировать жеребьёвку ЧМ из Кремлевского дворца. По этому поводу было сказано: «Правление ОАО «НСТУ» приняло решение не транслировать жеребьевки, поскольку Российская Федерация является страной-агрессором, а показ этого события может содержать элементы пропаганды и нести угрозу информационной безопасности Украины».
Потом Федерация футбола Украины (ФФУ) заявила, что не будет проводить аккредитацию украинских журналистов для освещения финальной части чемпионата мира. В конце декабря 2017 года глава ФФУ Андрей Павелко уже говорил о своём решении не ездить на ЧМ, хотя статус в ФИФА обязывает его присутствовать. Впрочем, зная украинских чиновников, можно не сомневаться, что они уже инкогнито приобретают билеты себе и членам своих семей. В Крым ведь они тоже «хитро» проникают. Из великой ненависти…
Главным (статус обязывает) противником ЧМ в России является министр молодёжи и спорта Украины Игорь Жданов, сохранивший свой пост ещё со времён правительства Яценюка. Видно, винницкое происхождение Жданова позволяет Гройсману держать его при себе. Сам Жданов, известный майданный скакун и русофоб, рассматривает чемпионат исключительно как элемент информационной войны, которую лично он ведёт очень примитивно. Суть его «требований к мировому сообществу» – бойкотирование или перенос мундиаля в Великобританию. Однако сам он уныло признаёт: «За оставшиеся до открытия чемпионата 6 месяцев тему едва ли удастся ввернуть в повестку дня, хотя мы, отталкиваясь от наших национальных интересов, делали все, дабы ЧМ-2018 не состоялся в России… а сейчас наши возможности влияния на принятие решения очень ограничены...»
В итоге Жданову ничего не осталось, как призывать украинцев собрать «национальную волю» в кулак и проигнорировать ЧМ. Потом он и вовсе предупредил об опасности поездок в Россию «на футбол» бывших участников АТО, ради чего министр даже обещал совместное с СБУ и МВД обращение к народу.
Затем вновь выступил глава Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания, заявивший, что Первый национальный отказывается транслировать матчи ЧМ. Отказывается себе в убыток, поскольку метод «так не достанься ты никому» здесь не действует – интересы серьёзные, отчего канал Коломойского и другие уже ведут переговоры о праве показа.
Киев не скрывает причин своей антифутбольной истерии.
Во-первых, там сознают, что чемпионат – это естественный мощный мотиватор интереса многомиллионной армии украинских болельщиков к важному событию в России и никакая национал-идеологическая обработка этому не помешает. Такой интерес не отобьют ни марши «национальных дружин», ни дешёвки-порохоботы, ни дубоватое телевизионное вещание, ни запрет российских сайтов и социальных сетей. Можно не сомневаться, что основная часть граждан Украины, интересующаяся футболом, будет весь месяц «с Россией». Будет прорвана информационная блокада, которую строили эти годы бандеровские СМИ и агитационная машина. В Киеве боятся также, что Москва предусмотрит некий особый информационный подход к «украинской теме».
Во-вторых, проведение чемпионата (а проводить масштабные мероприятия в России научились) вызовет однозначный положительный эффект среди международной общественности, в мировых СМИ, что опять же приведёт к нежелательным для Киева информационным результатам.
В-третьих, на Украине де-факто стартовала предвыборная разминка, и режим Порошенко в лице Федерации футбола, отказавшийся 1 февраля 2017 года от национальной квоты на приобретение билетов на матчи чемпионата, уже совершил крупный технический промах. Ведь болельщики, которые могли вживую видеть игру Месси, Роналдо, Игуаина, Неймара, теперь стараниями Порошенко и его присных лишены такой возможности или её цена неподъёмно выросла. И здесь в сознании жителей Украины сразу заработал механизм поиска виновных.
Может, потому 12 февраля в интервью немецкому изданию Bild Порошенко отказался от запретительной риторики и оставил за украинскими болельщиками право лично решать, ехать им на чемпионат мира по футболу в Россию или нет, разумеется, не забыв сделать традиционный выпад. «Футбольным фанатам предстоит самостоятельно принять решение, ехать ли в РФ, учитывая российскую агрессию в Украине и Сирии. Я бы очень хотел, чтобы весь мир послал общий сигнал и даже за пределами политического дискурса показал, что мы не принимаем такую политику», – сказал гарант, оставивший своих избирателей без билетов.
Вместе с тем украинская власть делает заявления не столько даже нелепые, сколько откровенно провокационные. Здесь отличилась «курская канарейка Порошенко», министр иностранных дел Павел Климкин, давший понять, что Киев обсуждает с национальными федерациями футбола и организациями фанатов возможность бойкота или переноса на территорию России «майданных» акций. «Мы разговариваем с разными федерациями… Мы также говорим… с разными организациями фанов относительно того, каким образом они могут поднимать разные политические вопросы: или бойкотируя этот чемпионат, или четко высказывая свою позицию во время пребывания в России», – сказал Климкин.
Безнаказанность украинской дипломатической болтовни хорошо известна. Однако известно и то, что определённая часть украинских фанов – это члены радикальных структур, часть которых (как С14) сотрудничает с СБУ и МВД и постоянно привлекается к различным антироссийским выступлениям. Именно фан-структуры (тот же «Белый молот») были частью тарана боевиков майдана.
Вместе с тем заявление Климкина о переговорах с федерациями футбола – это нервный трёп, ибо европейские футбольные федерации – не карманные группировки укрофашистов. Что же касается, собственно фанатов, с которыми, как можно предположить, уже ведётся работа по налаживанию контактов на территории России с оппозиционными силами для организации провокаций, то здесь, вероятно, понадобится заявление соответствующих российских структур о том, что ожидает тех, кто будет замечен в попытках дестабилизации обстановки.
Реакция официальной Украины на футбольный чемпионат мира в России – болезнь обостряющаяся. Будет и дальше скулёж чиновников, будут призывы политиков, возможны военные провокации в Донбассе. Нельзя также исключать, что Верховная рада примет решение о запрете железнодорожного пассажирского сообщения с РФ. В Киеве не угомонятся, наверное, и после окончания мундиаля, когда надо будет убеждать граждан в том, как плохо было на ЧМ в России…