На днях, вечером и ночью 11-12 июня, в Берлине на вилле «Борзиг» состоялась встреча «нормандской четвёрки» на уровне министров иностранных дел России, Украины, Германии и Франции. На встрече обсуждалась ситуация с выполнением минских договорённостей сторонами конфликта, гуманитарные вопросы и обмен пленными. Также вновь поднимался вопрос введения миротворцев в зону конфликта.
Российская сторона обратила внимание на то, что вблизи линии соприкосновения происходит активизация ВСУ, а количество нарушений перемирия увеличивается с каждым днём.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил коллегам, что Киев делает всё, чтобы не выполнять Минские соглашения. Он также подчеркнул недопустимость совместной инициативы Киева и Вашингтона использовать миротворческую миссию с иной целью.
«Мы объяснили, что идеи, выдвигаемые и украинскими коллегами, и американскими представителями, – эту миротворческую миссию превратить в некую военно-политическую комендатуру, которая возьмёт всю территорию самопровозглашённых республик – Донецкой и Луганской – и сама уже будет решать, кого избирать и как избирать – что это предложение полностью разрушает минские договорённости. Мне кажется, что французы и немцы эту нашу логику понимают», – сказал Лавров.
Также глава МИД РФ подчеркнул, что Украина делает всё возможное, чтобы «формула Штайнмайера» не была юридически закреплена. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в бытность министром иностранных дел Германии предложил провести в Донбассе выборы и принять закон об особом статусе территории. Но Киев не желает урегулировать конфликт мирным путём.
«Несмотря на то, что «формула Франк-Вальтера Штайнмайера» была одобрена в 2015 году и подтверждена в 2016 году, наши украинские коллеги до сих пор не позволяют этой «формуле», договорённости лидеров лечь на бумагу и обрести юридическую значимость», — сказал Лавров.
Также глава российского внешнеполитического ведомства в Берлине встретился с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным.
«Во время приёма перед ужином мы с ним обсудили вопросы, которые затрагивались в ходе телефонного разговора президентов Путина и Порошенко. Обсудили в том числе вопрос обмена удерживаемых лиц и необходимость подкрепить авторитетом ООН миссию ОБСЕ на Донбассе», – рассказал Лавров журналистам.
«Мы достигли соглашения по ряду вопросов. Стороны в очередной раз признали необходимость режима прекращения огня. К этому относится вывод тяжёлых вооружений, военных и разминирование территорий. Мы также обсудили действия в гуманитарной сфере, которые обеспечат нужды людей, к этому относится и обмен военнопленными», – прокомментировал итоги встречи глава МИД ФРГ Хайко Маас на пресс-конференции. Также он сказал, что дипломаты в ближайшее время «начнут консультации по вопросам формата миссии ООН в Донбассе».
В своём выступлении по итогам встречи глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что «Франция планирует работать над формированием миротворческой миссии ООН на востоке Украины, но сначала необходимо продвинуться в реализации минских договорённостей». Тем самым ещё раз напомнил Киеву, что сначала – выполнение Минских соглашений, а потом уже – обсуждение миротворческой миссии. Нет, беседы о ней идти будут, но на уровне обычных переговорщиков.
Также Жан Ив Ле Дриан подчеркнул необходимость защиты объектов гражданской инфраструктуры.
Немецкая и французская стороны также заявили о готовности выделения средств для разминирования Донбасса.
Для киевского режима позиция «нормандской тройки» означает, что дальнейшее обсуждение мифического миротворческого контингента, который обеспечит ВСУ и карательным батальонам «хорватский сценарий» в Донбассе бессмысленно. Франция и Германия готовы дискутировать о формате миссии «голубых касок» и даже формировать её, но только после выполнения минских договорённостей. Но Киев давно похоронил для себя «Минск» – об этом заявляет открыто верхушка власти (в лице министра внутренних дел Авакова, к примеру).
А теперь – новый поворот: на Западе лошадь таки поставили впереди телеги, несмотря на упорные попытки Украины этому воспрепятствовать.
Позиция Киева по отношению к ДНР и ЛНР заметно посуровела. Климкин, несмотря на то что республики являются стороной переговоров в Минске, заявлял в Германии, что теперь украинская сторона исходит в своих действиях из закона «о реинтеграции» Донбасса. Как известно, закон этот определяет силовое решение конфликта в Донбассе и противоречит минским договорённостям. Надежды на то, что после встречи «нормандской четвёрки» на Украине кинутся отводить вооружение от линии разграничения или задумаются об особом статусе Донбасса, нет.
Соб. корр. ФСК