Украинские шахтёры не прекращали начатую в июне акцию протеста – 20 июня она была временно остановлена. Напомним, шахтёры требуют выплатить заработную плату и выделить средства из государственного бюджета для модернизации угольных шахт.
Новая волна протестов началась 2 июля, когда горняки шахты № 10 «Нововолынская» отказались подниматься на поверхность. В этот же день к ним присоединились шахтёры других смен – всего 47 человек. На следующий день в украинском министерстве финансов решили перераспределить средства, предназначенные для реструктуризации (закрытия) шахт – часть из них направить на выплату зарплаты горнякам. Сумма составляет 220 млн грн. ($8,3 млн). Но когда эти деньги дойдут до шахтёров, сказать никто не берётся. Да и сумма в сравнении с долгами невелика: Киев задолжал горнякам уже почти 1 миллиард гривен (более $38).
4 июля акцию протеста волынских шахтёров поддержали 50 горняков госпредприятия «Львовуголь» – они перекрыли трассу Львов – Рава-Русская всё с тем же требованием – погасить задолженности по заработной плате. К горнякам вышел первый заместитель губернатора. Он рассказал протестующим, что министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик в телефонном разговоре уже пообещал выделить на погашение задолженности по зарплате львовским шахтёрам 30 млн гривен (чуть более $1 млн). Правда, этих денег хватит лишь на то, чтобы выплатить шахтёрам 87% зарплаты только за май месяц. Ну а подход к решению проблемы показателен: на государственном уровне решить проблему долгов шахтёрам не выходит, чтобы снизить социальный накал, её спешно латают в ручном режиме.
«Помните, как в июле 1989 года начались масштабные забастовки шахтёров? Прошло ровно 29 лет и опять по всей стране поднимаются протесты именно шахтёров. Для погашения долга перед рабочими государственных шахт мы требуем принять законопроект №8362, в котором предусмотрена выплата зарплаты шахтёрам и развитие последних 33 государственных шахт, которые ещё работают. Если ещё и они остановятся, то мы будем вынуждены покупать уголь не только в Пенсильвании, но и у какой-то Юмба-Юмбе», – заявил с трибуны Верховной рады Александр Вилкул, депутат фракции «Оппозиционный блок».
«Завтра будет другой разговор, потому что люди, которые не боятся работать на глубине 1,5 км, придут под стены Верховной рады, – предупредил Вилкул. – Это позор, когда правительство страны, у которой одни из крупнейших запасов угля в мире, встречает баржи с американским углём песней гимна, а своим даже зарплату не платят. Действующая власть потеряла связь с реальностью. При этом руководство предприятия «Нафтогаз» выписывает себе миллиардные премии. Это больше, чем задолженность по зарплатам тысяч шахтёров. Эти менеджеры уже получили более 20 миллионов долларов, а шахтёры голодают».
Действительно, 5 июля около тысячи шахтёров стучали своими касками уже под стенами украинского парламента.
Они пришли с плакатами «Мы не требуем чужого, мы пришли за своей зарплатой», «Хватит говорить – пора действовать», «Отдайте нашу зарплату», «Народные депутаты, поддержите законопроект 8362» и «Нет закрытию шахт».
Депутаты обходили протестующих десятой дорогой. Подойти к ним решились только Валерия Заружко из Радикальной партии и Сергей Дунаев из «Оппозиционного блока». Впрочем, их выступления горняки встретили не очень приветливо. Валерия Заружко всё же успела сообщить, что в повестке дня нет рассмотрения законопроекта №8362. Но об этом ещё накануне предупреждал и депутат от «Оппозиционного блока» Юрий Бойко, общаясь с журналистами в кулуарах Верховной рады.
На следующее утро, 6 июля, группа протестующих отправилась к министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику. Однако и после состоявшейся беседы с министром вопрос погашения задолженности по заработной плате так и не был решён. Вместо решения вопроса министр заявил, что и так слишком много времени потратил на разговоры, обвинил шахтёров в том, что они пришли к нему «в неадекватном состоянии» и пригрозил вызвать бригаду наркологов.
Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец пообещал, что все присутствующие обязательно дождутся медиков и сдадут все необходимые анализы. Этого же он потребовал и от министра.
Пришлось отреагировать премьер-министру Владимиру Гройсману – он признал существование проблем в угольной отрасли и пообещал их решить. Пока – на словах.
Шахтёры не собираются покидать Киев, в их планах добиться принятия законопроекта № 8362 и погашения долгов по зарплате.
Угольная отрасль Украины агонизирует, и сегодняшние митинги шахтёров – попытка её спасти. От донбасского угля правительство вместе с президентом отказались, поддержав торгово-транспортную блокаду ДНР и ЛНР, а для шахт на украинской территории – как на западе, так и на востоке – устроили другую «блокаду»: перестали вкладываться в угольную отрасль. Значит, такова была истинная цель: развалить то, что ещё работает. Осталось добавить, что в постмайданный период 2014-2017 годов добыча угля на Украине снизилась на 45%.
Соб. корр. ФСК