8 июля Пётр Порошенко отправился в Польшу почтить память украинцев, погибших от рук польской Армии Крайовой. В этот же день президент Польши Анджей Дуда на Украине поминал поляков, которые погибли во время Волынской резни, устроенной ОУН-УПА*. Дороги президентов не пересекались, да и не могли пересечься.
В Польше Пётр Порошенко открыл мемориал памяти украинцев, погибших от рук польских «сельских батальонов» и подразделений Армии Крайовой в 1944 году в селе Сагрынь Люблинского воеводства, принял участие в богослужении и встретился с украинской общиной.
«Мы против односторонних политических оценок совместного исторического прошлого, поскольку они не содействуют процессу нашего исторического примирения. Отношения между Польшей и Украиной в период Второй мировой войны требуют совместного пересмотра. Они должны базироваться на исконном стремлении установить правду о конфликте, какой бы горькой она ни была для двух стран», – заявил Порошенко, выступая на открытии мемориала.
Пётр Порошенко требует пересмотра истории: «Волынская трагедия – продолжение украинско-польской войны…»
Украинский президент отметил, что Киев надеется на пересмотр польского закона об Институте национальной памяти в той части, которая касается украинцев – речь идёт о запрете «идеологии Бандеры» и уголовном преследовании за отрицание Волынской резни. Это не устраивает банды необандеровцев, которые поддерживает Киев.
В это время на территории Украины президент Польши Анджей Дуда участвовал в траурных мероприятиях, посвящённых 75-й годовщине Волынской резни, во время которой от рук бандеровцев погибли тысячи поляков. Он приехал по частному приглашению епископа римско-католической церкви Виталия Скомаровского.
«Это печальная дата для многих польских семей, которые в 1942, 1943, 1944 годах потеряли на Волыни своих близких. Считается, что тут были убиты около ста тысяч поляков – не солдат, а простых людей, целых семей, женщин, детей, стариков. Не было никакой войны между Польшей и Украиной. Это была обычная этническая чистка. Речь шла о том, чтобы убрать поляков с тех территорий», – заявил Дуда.
Анджей Дуда на Волыни: «Не было никакой войны между Польшей и Украиной. Это была обычная этническая чистка»
Во время посещения польского кладбища в Олыке Анджей Дуда отметил, что «Польша разрешит Украине провести работы по идентификации захоронений украинцев на своей территории», но только в том случае, если Украина разрешит провести аналогичные работы в отношении польских захоронений на своей территории.
«Как президент Польши прошу помочь опознать эти могилы. Чтобы здесь нам разрешили провести соответствующие работы, чтобы опознать тела погибших. Мы тоже готовы пойти навстречу и предоставить Украине разрешения на соответствующие работы на захоронениях украинцев в Польше», – сказал президент Польши.
Польские захоронения на Западной Украине
«Это страшная дата, когда погибали люди с обеих сторон. Я здесь не для того, чтобы напоминать, а чтобы молиться. Не может быть и речи о мести, речь идёт только о боли. Мы должны строить дружественные отношения, ибо у нас много общего. Я хочу, чтобы в будущем мы помнили об этих страшных событиях и больше никогда не поднимали руку друг на друга», – призвал Дуда.
Посылы президентов Украины и Польши кардинально разнятся: Порошенко призывает поляков ради настоящих и будущих отношений забыть прошлое, Дуда же предлагает о нём помнить.
Пётр Порошенко, выступая в Польше, назвал Волынскую трагедию «продолжением украинско-польской войны, жертвами которой стали представители обоих народов».
«Это не была война между Украиной и Польшей. Это была обычная этническая чистка, чтобы устранить поляков с этой территории. Были польские акции возмездия, в которых гибли простые люди, обычные украинцы. Поражает только диспропорция: примерно 100 тысяч поляков и примерно 5 тысяч украинцев», – возразил Порошенко Дуда, находясь на Украине.
Эксперт Польского института международных отношений Лукаш Ясина считает, что нельзя сравнивать геноцид поляков на Волыни и убийство украинцев в Сагрыне. «Между тем визит Порошенко в Польшу показывает, что украинская сторона намерена проводить симметрию между ОУН-УПА и Армией Крайовой. Если бы не годовщина Волыни, президент Порошенко не поехал бы в Сагрынь», – уверен Ясина. По его мнению, прежде всего Киев должен признать преступления украинских националистов.
Но украинская сторона будет настаивать на том, что Волынская резня укладывается в концепцию придуманной «войны Украины с Польшей». Так гораздо удобнее, поскольку за этим можно скрыть преступления бандеровцев.
Напомним, 11 июля отмечается скорбная дата – 75-летие Волынской резни. В этот день в 1943 году одновременно были совершены нападения ОУН-УПА на 150 с лишним польских населённых пунктов. В июле 2016 года Сейм Польши признал 11 июля национальным днем памяти жертв геноцида, проводимого украинскими нацистами против жителей Второй Польской Республики в 1943–1945 годах.
Соб. корр. ФСК
*организации, запрещённые в Российской Федерации