В последнее воскресенье августа на Украине и в народных республиках отмечают профессиональный праздник – День шахтёра. Как же выглядит сегодня этот день за линией разграничения, на украинской стороне?
В сегодняшней украинской реальности торжество это больше похоже на поминки – шахты Украины считаются самыми опасными в мире, при этом шахтёры забыли, когда получали зарплату вовремя. Для того чтобы «выбить» из правительства заработанные деньги, горнякам приходится несколько раз в год устраивать митинги под стенами правительства или парламента, после чего им отдают малую толику заработанного.
Месяц назад остановило свою работу государственное предприятие «Мирноградуголь» в Донбассе, которое находится на территории, подконтрольной Киеву. Предприятие перестало добывать уголь не из-за войны, а потому что задолжало своим работникам сотни миллионов гривен. Оказалось проще закрыть шахту, чем отдать долги.
После провозглашения народных республик у Украины осталось всего 33 шахты, но и с таким количеством страна справиться не в состоянии – лишь на четырёх из них нет задолженностей по зарплате.
В Советском Союзе Донбасс называли «Всесоюзной кочегаркой», сегодня донецкий (да и вообще украинский) уголь стране не нужен, теперь его покупают втридорога и везут через океан.
Накануне шахтёрского праздника Пётр Порошенко встречался с советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. Во время беседы Пётр Алексеевич поведал, как он горд тем, что американские электровозы везут на Украину американский уголь: «Мне приятно, что уголь из Пенсильвании везут электровозы из Пенсильвании».
«Это притом, что украинские шахтёры не могут получить вовремя свои мизерные зарплаты, а производители украинских электровозов не загружены государственными заказами. Можем ли мы гордиться таким президентом? Вопрос риторический. Вот в этом и разница между президентом суверенного и десуверенизированного государства. Независимый отстаивает и продвигает своё, зависимый олигарх – чужое», – написал на своей странице в социальной сети Facebook политолог Руслан Бортник.
А украинские шахтёры снова собираются бастовать.
«Итак, перед Днём шахтёра задолженность достигает 1 миллиарда гривен (более 36 миллионов долларов). За каких-то две недели добавится ещё 500 миллионов гривен (18,2 миллиона долларов). Поэтому у горняков не остаётся другого выхода, кроме как прибегать к протестным акциям», – заявил глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Ранее он сообщал, что «направил в Международную организацию труда (МОТ), которая является структурным подразделением ООН, жалобу о нарушении прав шахтёров в связи с задержками зарплат».
Поможет ли ООН – пока неизвестно, однако горняки надеются, ведь в своей стране им надеяться больше не на кого.
Весьма своеобразный подарок сделало правительство шахтёрам: накануне праздника направило на выплату зарплат 100 млн гривен – на эту сумму сократили финансирование мероприятий по охране труда и техники безопасности на угольных предприятиях. То есть теперь в шахтах будет работать ещё опаснее, а 100 млн гривен – это лишь 10% задолженности. Да и этого мизера к Дню шахтёра горнякам не дали – только объявили о «подарке».
В ответ объявили забастовку шахтёры «Селидовугля» в Донбассе и горняки шахты №9 в городе Нововолынске Волынской области.
«Сегодня последний рабочий день перед Днём шахтёра, и тот укороченный. Банки могли бы выплатить деньги хотя бы сегодня», – прокомментировал отказ горняков Нововолынска спускаться под землю глава профсоюза нововолынской шахты № 9 Василий Гура.
Ещё один «подарок» пообещал президент Украины Пётр Порошенко Донецку – пообещал поднять над городом сине-жёлтый петлюровский флаг. «Скоро наш флаг снова будет развеваться над украинским Донецком», – пригрозил он дончанам. Порошенко было бы логичнее пообещать поднять украинский флаг над Гаррисбергом – столицей Пенсильвании, чей уголь и чьи электровозы ему так приятны.
Соб. корр. ФСК