Министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер, выступая в Брюсселе, упомянул о планах по строительству в Германии терминала по приёмке сжиженного природного газа (СПГ). Эти планы, сказал он, представляют собой «жест нашим американским друзьям».
Напомним, что по итогам встречи Д. Трампа с Ж.-К. Юнкером 25 июля было принято совместное американо-германское заявление, включающее объявление европейцами о готовности закупать американский СПГ.
Как известно, США начали экспортировать свой природный газ лишь в 2016 году. Для экспорта им пригодились построенные в первой половине 2000-х годов терминалы для приёмки импортного газа: до «сланцевой революции» считалось, что Америка будет крупнейшим в мире нетто-импортёром СПГ. Так или иначе, терминалы были переоборудованы, и США вышли на мировой газовый рынок с твёрдым намерением положить его к своим ногам (или прибрать его к рукам).
В настоящее время США располагают возможностью экспортировать 100 млрд кубометров газа в год, в 2020 г. ожидается ввод в строй новых терминалов. С февраля 2016 г. 12 танкеров с американским СПГ были разгружены в Турции, 10 – в Испании, 8 – в Португалии, 3 – в Италии, 2 – в Литве, по одному в Польше и на Мальте (в среднем один танкер перевозит около 70 тыс. тонн СПГ).
По свидетельству экспертов, продажи в Европу не обязательно приносят американским экспортёрам достаточную прибыль. В Европе американский газ стоит дороже, чем катарский СПГ или трубопроводный газ из России, Норвегии и Нидерландов. Тем не менее в 2017 г. импорт СПГ в ЕС вырос больше, чем выросло потребление газа (соответственно на 12% и 6%).
Германия, будучи крупнейшим в Евросоюзе потребителем и газотранспортным хабом, до сих пор обходилась без собственного терминала, получая импортный газ по трубам (собственное производство по сравнению с 2000 г. сократилось почти в 2,5 раза и в 2017 г. покрывало только 7% внутреннего потребления). В своё время (на рубеже 2010-х гг.) планы строительства собственного терминала немецкие энергокомпании отвергли из-за дороговизны, положившись на использование при необходимости терминала в Роттердаме.
Теперь эти планы реанимированы и расширены. Рассматриваются три варианта строительства терминалов: в Брунсбюттеле, Штаде и Вильгельмсхафене. Из них в План развития газовой инфраструктуры на 2018-2028 гг., утверждённый национальным регулятором (Федеральное сетевое агентство), включён пока только терминал в Брунсбюттеле (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн). Консорциум в составе частных инвесторов намерен приступить к строительству в 2020 г. с тем, чтобы ввести терминал в эксплуатацию к 2022 году. Первая очередь рассчитана на приём 5 млн т газа (примерный эквивалент 5 млрд кубометров) – такую же мощность имеет сегодня польский терминал Свиноуйсце, а к 2022 г. его планируют расширить до 7 млн т. О своей заинтересованности в газе, который будет поступать в Брунсбюттель, заявила крупнейшая немецкая энергокомпания RWE, уже заключившая договор на покупку «значительной части» будущих американских поставок.
Конкурент RWE – компания Uniper (кстати, участник проекта строительства газопровода «Северный поток - 2») делает ставку на строительство терминала в Вильгельмсхафене. С точки зрения руководства Uniper, преимущество терминала в Вильгельмсхафене заключается в том, что это единственный из трёх рассматриваемых глубоководный порт, который даёт возможность принимать танкеры любой грузоподъемности. В Вильгельмсхафене рассматривается вариант строительства плавучего терминала.
А преимущество Штаде – в кооперации с химическим производством: здесь расположен завод американской транснациональной Dow Chemical Company (штаб-квартира в Мичигане, штаб-квартира европейского отделения в швейцарском Хоргене). В Штаде компания эксплуатирует крупнейшую в Европе водоочистную установку, прочие девять подразделений компании выпускают различные виды химической продукции (сырьё для текстильной, автомобильной, фармацевтической отраслей). В Штаде стоит вопрос о терминале мощностью 4 млн т с возможностью последующего расширения до 12 млн т, что эквивалентно почти 10% суммарного потребления природного газа в Германии (для сравнения: на поставки из России приходится в настоящее время примерно 35%).
Ажиотаж вокруг строительства подстёгивает намерение Катара инвестировать в строительство одного из немецких терминалов. Мухамед Бин Салех аль-Сада, министр энергетики Катара, удерживающего мировое лидерство по экспорту СПГ, в интервью для газеты немецких деловых кругов Handelsblatt заявил о готовности принять участие в этом «стратегически важном для Германии» инвестиционном проекте. Министр утверждает, что строительство терминала не противоречит планам строительства газопровода из России: «Я вижу газопровод частью немецкой стратегии обеспечить себе доступ к возможно более широкому кругу поставщиков. Мы предлагаем свои поставки. Я не вижу противоречий». Недавно эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани назвал конкретную цифру инвестиций, которые его страна планирует в течение ближайших 5 лет вложить в Германию, – 10 млрд евро. Правда, в Германии обозначилась тенденция к ужесточению государственного контроля над иностранными инвестициями в стратегически важные отрасли, то есть и в энергетику.
Стоит отметить, что теперь и «американские друзья», об интересах которых радеет г-н Альтмайер, наконец, признали, что газовый рынок должен основываться на ценовой конкуренции. Об этом в той же Handelsblatt говорит статья американского посла в Германии Ричарда Гренелла и заместителя министра энергетики США Дэна Бруйллэтта: «В конце концов, из каких источников будет получена энергия, как она будет использоваться, будет определять рынок». И тут же – многозначительный намёк на помощь, которую при этом оказывает политика. Послу США откуда-то известно, что терминал по приёму СПГ будет построен в Германии раньше сроков, запланированных для Брунсбюттеля, – об этом он заявил на встрече с инвесторами энергетического и сырьевого секторов в Берлине 13 сентября. Упомянув о встрече Меркель с Трампом, посол привёл слова, якобы сказанные канцлером: «Мы хотим покупать американский природный газ».
Так всё же хотим, должны или станем покупать по дружбе – чего бы это Германии не стоило?