Трамп и криптовалюты: несбыточные ожидания

Трамп и криптовалюты: несбыточные ожидания

По мнению избранного президента, вложения в криптовалюту вредят валюте США

О криптовалютах – частных цифровых деньгах – стали активно говорить с конца нулевых годов. В последние полтора десятилетия рынок криптовалют стремительно развивался. В нулевые годы в мире было всего несколько криптовалют. В частности, в 2008 году родился биткойн, наиболее известная сегодня частная цифровая валюта. К концу 2013 года число криптовалют оценивалось в 50. Через год их число увеличилось примерно в десять раз, до 500. На сегодняшний день в обращении в мире находится около 10 тысяч видов криптовалют. И еще имеется несколько тысяч видов криптовалют, которые созданы, но операций с ними не проводилось. 

Капитализация мирового рынка криптовалют на рубеже 2020 и 2021 гг. достигла 1 трлн долларов. В ноябре нынешнего рынок пробил психологическую планку в 3 трлн долларов (примерно половина приходится на биткойн). К концу года число пользователей криптовалюты и ее держателей составит от 850 до 950 миллионов человек. 

За долгосрочной тенденцией бурного роста рынка криптовалют скрываются резкие взлеты и не менее резкие падения. Как говорят эксперты, цена криптовалюты характеризуется крайне высокой волатильностью в отличие от обычных валют, золота, ценных бумаг и других традиционных финансовых инструментов. Это и не удивительно, поскольку криптовалюта – скорее не деньги, а инструмент спекулятивной игры. Деньги и большинство финансовых инструментов имеют хоть какую-то связь (пусть очень опосредованную и ненадежную) с миром товаров и реальных активов. А у криптовалют такой связи и в помине нет. Ими можно играть как мячиком. 

Сравнительно устойчивым в мире криптовалют считается биткойн (ВТС). Но и его кидало постоянно то вверх, то вниз. Вот диапазоны цен на ВТС за последние годы (тыс. долл.; первая цифра – минимальная цена, вторая – максимальная): 2020 г. – 4,1 – 29,7; 2021 г. – 29,0 – 64,9; 2022 г. – 19,2 – 69,7; 2023 г. – 24,3 – 45,8. 

В позапрошлом году рынок биткойна переживал очень сильный спад. Впрочем, такой спад охватил практически весь криптовалютный рынок. Так, в начале 2022 года капитализация всего криптовалютного рынка была равна 2,31 трлн долларов, а в конце – лишь 829 млрд долл. Имело место падение на 64%.

Частично в 2023 году рынок сумел отыграть потери предыдущего года: к концу прошлого года капитализация мирового рынка криптовалют удвоилась и достигла 1,6 трлн долларов. Отыгрывать потери рынок продолжал и в этом году. Наконец, в июле 2024 года удалось выйти на уровень начала 2022 года – примерно 2,3 трлн долларов. И примерно на этом же уровне (отдельные отклонения я не беру в расчет) рынок оставался в октябре. Некая стабилизация без сенсационных падений и взлетов (хотя по отдельным криптовалютам колебания были большими). 

И вот в ноябре неожиданный рывок. 12 ноября капитализация рынка достигла рекордного за всю историю его существования значение – 3,1 трлн долларов. Прирост по сравнению с предыдущим месяцем примерно на 0,8 трлн долл., или на 35%. Некоторые журналисты и эксперты бросились экстраполировать тенденцию последнего месяца на будущее и рисовать астрономические цифры капитализации мирового рынка криптовалют в следующем году. 

В чем причина такого взрывного роста на рынке? Большинство экспертов связывают это с победой Трампа в президентских выборах. В ночь на первое ноября цена первой криптовалюты (биткойна) составляла 68,8 тыс. долларов. А как только стало известно о победе Трампа цена стала стремительно расти.

Дополнительный импульс она получила после сообщений о победе (получении более половины голосов) республиканцев в нижней и верхней палатах Конгресса США. 13 ноября цена пробила планку в 90 тысяч долларов. В отдельные моменты цена доходила до 93,4 тыс. долларов. Это исторический максимум. Но и последние котировки остаются выше планки 90 тысяч (92 тысячи на 18 ноября). За две недели биткойн подорожал примерно на треть. Общая стоимость всех биткоинов оценивается в 1,8 трлн. долларов, по капитализации эта цифровая валюта обошла крупнейшую нефтяную компанию Saudi Aramco.

На а Трамп тут при чем? Напомню, между прочим, что он в свою прошлую предвыборную кампанию и во время пребывания на посту президента в 2017-2021 гг. занимал достаточно жесткую позицию по вопросу криптовалют. Трамп считал их инструментами мошенников, заявлял, что их цена нестабильна и «основана на пустом месте». Наконец, крипта способствуют незаконной деятельности, «включая торговлю наркотиками». Трамп планировал «покончить» с биткоином и другими криптовалютами и пресечь торговлю ими. Соответствующее поручение он дал своему министру финансов США Стивену Мнучину в мае 2018 года. Выполнить это поручение не удалось. 

Но Трамп не утратил своего активного неприятия криптовалют и после того, как покинул Белый дом. Так, в сентябре 2021 года он в интервью Fox Business предупредил любителей криптовалют о том, что инвестиции в цифровые активы могут привести к катастрофе. По мнению Трампа, вложения в криптовалюту вредят валюте США. Также экс-президент добавил, что цифровые активы могут быть «поддельными», обыватель мало что знает о том, что и кто стоит за крипто-инструментами. В декабре 2021 года в интервью Fox News Трамп в очередной раз напомнил, что никогда не был поклонником криптовалют, потому что он поддерживает доллар: «Я думаю, что валюта должна быть в формате доллара. Поэтому я не фанат этого (криптовалют. – В.К.). Рынок цифровых активов продолжает расти, но никто не предпринимает усилий для его контроля». По словам Трампа, рост криптовалют может закончиться «невиданным взрывом». 

Напомню, что после того, как Белый дом занял Джо Байден, отношение к криптовалютам со стороны власти стало еще более негативным. Этому способствовали многочисленные скандальные истории с криптовалютами. Так, в 2021 году был осужден на пять лет тюрьмы Вирджил Гриффит, разработчик платформы криптовалюты Эфир (Etherium) за помощь Северной Корее в обходе санкций с использованием крипты. Стало очевидным, что крипта может снижать или даже обнулять действие санкций против других государств. 

Некоторое время на рынке криптовалют была эйфория по поводу запуска нового поколения цифровых активов, получивших название «stablecoin» – «устойчивая монета». Были надежды на то, что эти финансовые инструменты, привязанные к каким-то «твердым» активам (официальная валюта, золото, товарные запасы), лишены такого недостатка как высокая волатильность. И вот в 2022 году рухнул привязанный к доллару стейблкоин TerraUSD (UST). Цена этой «твердой» цифровой валюты на рынке опустилась ниже двух центов. Держатели и инвесторы потеряли на падении курса более 600 млрд долларов. Комментируя это событие, президент Джо Байден заявил о риске цифровых активов и призвал граждан не увлекаться цифровыми «игрушками», а правоохранителей и финансовых регуляторов – выявлять недобросовестных игроков на рынке крипты. 

Но, пожалуй, самое главное, что усилило недоверие и негативное отношение к криптовалюте американских властей при Джо Байдене – решение о разработке и легализации американской версии CBDC (Central bank digital currency) – цифровой валюты центрального банка. Проще говоря, цифрового доллара, эмитируемого Федеральной резервной системой США. Сторонники CBDC прекрасно понимают, что успех проекта в значительной степени зависит от того, удалось ли властям зачистить экономическое пространство от частных цифровых валют. Ведь последние являются альтернативой и конкурентом CBDC. Байден и Ко заявили о своем категорическом неприятии криптовалют. 

Против этого проекта цифрового доллара в США неожиданно ополчились многие политики и общественные деятели. Они совершенно уверенно заявляли (и продолжают заявлять), что денежная система, базирующаяся на CBDC, – самый настоящий цифровой концлагерь. 

В предвыборной кампании 2024 года в США тема цифрового доллара звучала постоянно. Почти все кандидаты высказывали свое негативное отношение к американскому проекту CBDC. Трамп к этому хору критиков цифрового доллара также присоединился. Противники цифрового доллара предпочли встать на сторону криптовалют. Как говорится, из двух зол приходится выбирать меньшее. Меньшим злом они посчитали криптовалюты.

Отсюда и такая метаморфоза Трампа. Он встал на сторону криптовалют. Причём также исходя из соображений завоевания симпатий электората. По сравнению с предвыборными кампаниями 2016 и 2020 гг. число сторонников криптовалют в предвыборной кампании 2024 года, согласно опросам общественного мнения, увеличилось в несколько раз. 

Следует иметь в виду, что свое плечо в предвыборной кампании Трампу подставил Илон Маск, который является очень активным сторонником криптовалют. И который, между прочим, выпускает свою собственную крипту под названием Dogecoin. В окружении Трампа в ходе предвыборной кампании находились и другие крипто-активисты. Это Говард Лютник (Howard Lutnick), который связан с компанией Tether, выпускающую одну их самых популярных криптовалют одноименного названия. Консультантом Трампа выступает Девид Бэйли (David Bailey) – глава Bitcoin Magazine, одного из самых популярных изданий о криптовалютах. Между прочим, вице-президент Джей Ди Вэнс (JD Vance), который также является сторонником криптовалют. Трампа очень энергично поддерживали такие лидеры американского крипто-бизнеса, как близнецы Уинклвосс, Марк Андрессен, Райан Селкис и многие другие. 

Напомню только некоторые обещания Трампа в ходе предвыборной кампании по теме криптовалют. 

Во-первых, сохранить все биткоины, которыми в настоящее время владеет правительство США и создать «национальный резерв биткоина» (по сути, сделать биткойн частью международных резервов США наряду с золотом). 

Во-вторых, построить новые электростанции для расширения майнинга криптовалют (для справки отмечу, что в настоящее время США занимают первое место в мире по мощности крипто-майнинга – 4,5 ГВт; на втором месте Россия с 1,0 ГВт). 

В-третьих, в первый же день своего президентства уволить главного в правительстве противника крипты – Гэри Генслера, председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). 

В-четвёртых, создать максимально благоприятный налоговый режим для развития рынка криптовалюты. В первую очередь отменить налог на прирост капитала для криптовалют в США

И ещё кое-что. Например, учредить консультативный совет по криптовалютам. А в итоге превратить Америку в «криптовалютную столицу мира». 

Однако, как мне кажется, многое из того, что Трамп обещал по части криптовалют, вряд ли будет выполнено. По той причине, что поддержка Трампом крипты не является искренней. Искренним он был раньше, в ходе первой предвыборной кампании и во время своего первого срока пребывания в Белом доме, когда называл крипту угрозой Америке. Сейчас Трамп встал на сторону криптовалютных энтузиастов для того, чтобы укрепить позиции блока, который стремится не допустить запуска в Америке проекта цифрового доллара. Это одна из стратегических задач Трампа. Согласен с теми экспертами, которые считают, что самой стратегической задачей Трампа является если не уничтожение, то, по крайней мере, ослабление глубинного государства. А цифровой доллар – проект и инструмент глубинного государства. 

Если Трампу удастся закрыть продвигаемый Федеральным резервом (по поручению глубинного государства) проект цифрового доллара, то, как я думаю, Трамп прекратит и свою поддержку криптовалют. 

Другие материалы