Согласно решению Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ), Тегеран больше не будет соблюдать ограничения, налагаемые на хранение обогащённого урана и тяжелой воды. С таким заявлением выступил 7 мая 2018 года президент Ирана Хасан Роухани. По его словам, Иран предоставит подписавшим СВПД сторонам 60-дневный мораторий на устранение нарушений договорённостей и соблюдение иранских интересов. Как объяснил Роухани, это решение принято «в целях защиты безопасности и национальных интересов иранского народа».
Иран намерен вопреки ограничениям СВПД хранить запасы обогащённого урана в стране, а не продавать их за границу. Исламская Республика может прекратить придерживаться ограничений на модернизацию завода по производству тяжёлой воды в Араке. Роухани также пригрозил возобновить производство высокообогащенного урана через 60 дней. При этом Роухани подчеркнул: «Мы не хотим выходить из соглашения. Все люди в мире должны знать, что сегодня не конец СВПД, это новый шаг в рамках СВПД… Выйдя из СВПД, США хотели, чтобы Иран вышел на следующий день, чтобы передать дело в Совет Безопасности. Иран не попал в эту ловушку».
За несколько часов до того, как иранский президент вышел в эфир, послам пяти оставшихся сторон ядерного соглашения (Великобритания, Германия, Китай, Россия и Франция) было вручено письмо, содержащее детали принятого в Тегеране решения. Этим странам дано 60 дней для выполнения своих обязательств в рамках СВПД, особенно связанных с банковским и нефтяным секторами. Неспособность сделать это побудит Исламскую Республику прекратить соблюдение ограничений на уровень обогащения урана и модернизацию тяжеловодного реактора Арак, говорится в заявлении ВСНБ Ирана.
«В любой момент, когда наши требования будут выполнены, мы возобновим выполнение прекращённых обязательств; в противном случае мы продолжим поэтапно выполнять другие обязательства», – говорится в этом заявлении.
«Иран готов продолжить свои консультации с остальными сторонами СВПД на всех уровнях, – отмечается далее в документе. – Однако Иран ответит решительно и немедленно на любой безответственный акт, такой как передача вопроса в Совет Безопасности ООН или введение дополнительных санкций». В заявлении подчёркивается, что «окно, которое теперь открыто для дипломатии, не будет долгое время оставаться открытым, и Соединённые Штаты и остальные члены будут нести полную ответственность за провал СВПД и любые возможные последствия».
Пока официальной реакции Белого дома нет. Однако не стоит сомневаться, что любые признаки того, что Иран возобновляет ядерную деятельность, Вашингтон истолкует как нарушение соглашения.
В сложное положение попали и европейцы, которые оказались между иранцами и администрацией Трампа. США, вероятно, будут настаивать на том, что не может быть никакого среднего пути: Иран либо соблюдает условия СВПД, либо нет.
В Европе, однако, опасаются, что Вашингтон ведёт дело к смене режима в Иране, что будет иметь лишь обратный эффект и ужесточит позицию Тегерана.
Фото: guim.co.uk