«Экономика Грузии становится всё больше зависимой от туризма, а сам туризм – от россиян. И зависимость эта продолжает расти. Убытки Грузии от российского туристического эмбарго могут составить сотни миллионов долларов», – сообщает EurasiaNet, одно из наиболее популярных и влиятельных интернет-изданий, посвящённых в основном странам бывшего СССР (с редакцией в Нью-Йорке).
Издание приводит данные Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), согласно которым вклад туризма в ВВП Грузии в 2018 году составил 33,7%, что намного превышает средний мировой показатель – 10,4%. В Армении, например, доля прибыли от туризма не превышает 16%, а в Азербайджане – 13%.
Даже в Таиланде прибыль от туризма в составе ВВП достигает лишь 21%.
Сфера туризма создаёт и большое количество рабочих мест, так, согласно статистике WTTC, в 2018 году туристический сектор в Грузии прямо и косвенно «кормил» 519700 трудящихся, что составляет 23% от общего числа рабочих мест в стране. Притом что средний мировой показатель – не более 10%.
«Данные грузинского государственного ведомства, ответственного за сферу туризма, также подчеркивают ключевую роль этого сектора в экономике страны. По данным ведомства, прямой вклад туризма в экономику составил 7,6% ВВП, и этот сектор обеспечил 3,2 миллиарда долларов валютных поступлений», – отмечает автор статьи Сэм Бутия (Sam Bhutia).
Все эти данные дают основание предположить, что российское туристическое эмбарго может оказать заметное влияние на экономику Грузии, приходит к выводу EurasiaNet, ведь из 8,7 миллиона международных гостей, посетивших Грузию в 2018 году, 1,4 миллиона (или 16,2%) прибыли из России. Причём рост туристов за последние годы происходит именно за счёт россиян. Если общее количество туристов увеличилось за последние пять лет на 51,3%, то российских – в два раза, а за один только год (с 2017 по 2018 г.) – на 23,8%.
EurasiaNet напоминает, что один турист тратит в среднем, приезжая в Грузию, $402 – это данные всё того же WTTC.
«Если мы скромно предположим, что из-за эмбарго число российских туристов снизится на 25%, то это будет означать, что число посетителей в этом году сократится на 350 тыс., что приведёт к потере выручки на сумму $141 млн. А это немало», – считает Сэм Бутия.
По мнению же армянского экономиста и аналитика Гранта Микаеляна, последствия для грузинской экономики будут ещё более плачевными. В своих расчётах он учитывал то, что большинство туристов, едущих в Грузию из Армении и Азербайджана, приезжают на один-два дня с целью конкретных покупок. Он считает, что доля российских туристов составляет не менее 30% от общего числа туристов, и в 2019 году они могли обеспечить около $1,4 млрд из 4 миллиарда долларов общей выручки туристического сектора.
Издание предупреждает, что потеря доходов занятых в туристическом секторе может усугубить и без того взрывоопасную политическую ситуацию. Однако когда-нибудь в будущем это может принести определённую пользу, потому что заставит правительство продвигать Грузию как туристическое направление в странах Западной Европы или Персидского залива, что со временем увеличит количество туристов.
«Ведь Грузия попала в список десяти лучших туристических направлений в мире в 2018 году, по версии авторитетного издания Lonely Planet, и продолжает развивать свою туристическую инфраструктуру. Таким образом, хотя в ближайшее время российское эмбарго может больно ударить по сектору, в долгосрочной перспективе картина выглядит более радужной», – успокаивает EurasiaNet грузин, которые живут за счёт туристического бизнеса. Только не объясняет, как именно им пережить эти несколько лет в ожидании того момента, когда в Грузию хлынут потоки богатых туристов из Западной Европы. И хлынут ли – большой вопрос.
Соб. корр. ФСК