Будущее Донбасса туманно. Со сменой власти в Киеве прояснений не наступило. Останутся ли ДНР и ЛНР непризнанными государствами, станут ли частично признанными, как Южная Осетия, Абхазия, войдут ли в состав России или вернутся в состав Украины – эти варианты имеют разную степень вероятности. В краткосрочной перспективе наиболее вероятно сохранение статус-кво.
Проблема «особого статуса» неподконтрольных Киеву территорий не праздная – уже через два месяца новая власть будет поставлена перед необходимостью принимать решение о продлении или непродлении действия закона об особом статусе Донбасса.
Зеленский успел неоднократно сделать заявления относительно неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Ещё будучи кандидатом в президенты Украины, в апреле сего года, он говорил, что является противником закона об особом статусе Донбасса, а также выступает против амнистии для военнослужащих и гражданского руководства ДНР и ЛНР. На днях в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным Владимир Зеленский заявил, что особый статус для Донбасса не нужно закреплять в Конституции.
Можно ли при таком подходе рассчитывать на выполнение Минских соглашений? Есть ли перспективы у Украины вернуть в свой состав ЛДНР? И можно ли заставить жителей Донбасса стать лояльными к Украине, рассматривая хотя бы теоретическую возможность «реинтеграции»? Что предлагается «по умолчанию» гражданам двух республик Донбасса, если перспектив для «особого статуса» не будет и почему без этого статуса перспектив вернуть Донбасс в состав Украины даже на условиях конфедерации нет?
Украина после майдана, государственного переворота и этапа гражданской войны прошла немалый путь. ДНР и ЛНР тоже не стояли на месте. И направления движения, с одной стороны, Украины, с другой стороны, отколовшихся от неё мятежных республик были отнюдь не параллельными. В лучшем случае – перпендикулярными.
Чего добилась Украина за это время и что предлагается принять Донбассу в случае его «реинтеграции» без предоставления особого статуса «отдельным территориям»:
– за пять с половиной лет Украина создала неподъёмный хомут долгов, фактически вошла в состояние дефолта, отказавшись выплачивать суверенный долг. Только с начала 2019 года накоплено новых долгов более чем на 9 млрд. долл. Захочет ли Донбасс впрягаться в эту телегу и отвечать по обязательствам, созданным профессиональными жуликами – Порошенко, Яценюком, Яресько, Гонтаревой и прочими? Согласятся ли республики на принятие правил МВФ со всеми вытекающими последствиями – приватизацией, ликвидацией остатков социальной поддержки медицины и образования, повышением коммунальных тарифов?;
– Украина после государственного переворота подписала самоубийственное соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли (СА и ЗСТ) с Евросоюзом. Донбасс в случае «реинтеграции» должен принять правила игры, в составлении которых он не участвовал? Отсрочка подписания СА и ЗСТ с ЕС, на которую пошёл Янукович, стала поводом для майдана с последовавшими за ним киевской смутой и гражданской войной. Должны ли ДНР и ЛНР принимать и для себя условия СА и ЗСТ с ЕС? Зачем жителям Донбасса такое наследие?;
– новая украинская власть планирует отменить мораторий на продажу земли. Без «особого статуса» распродажа земли должна будет проходить и в ЛДНР. Там этого хотят?;
– в конституцию Украины организаторы госпереворота вписали стратегический курс на вступление в НАТО и ЕС. ДНР и ЛНР предлагается жить по конституции, покалеченной узурпаторами власти?;
– отношение к русскому языку у Киева и Донецка / Луганска противоположное. Надежды на отмену закона, дискриминирующего русский язык, тают. Свежие высказывания членов «команды Зе» это подтверждают. Советник президента Никита Потураев заявил, что «фундаментальные положения этого закона не нуждаются в корректировке». Для Донбасса такой подход абсолютно неприемлем;
– «декоммунизация», как и бандеровщина, отвергается населением Донбасса не меньше, чем фактическое запрещение русского языка;
– проведение выборов по украинским законам с участием политических сил, выступающих за подавление восстания в Донбассе силой, для Донецка и Луганска немыслимо.
Киев организовал блокаду Донбасса, и при Зеленском она не отменена. Киев вывел гривну из обращения в ЛДНР, и она была заменена российским рублём. Киевская власть создала колоссальные проблемы с выплатами пенсий и пособий, сделав их практически недоступными для жителей ОРДЛО.
В числе задач, поставленных Западом перед новой украинской властью, – распродажа оставшихся 3,5 тысячи государственных предприятий, госбанков и привлечение в страну крупного иностранного банковского капитала с возможностью его действий без ограничений. Из обсуждаемых и самых бредовых идей – введение доллара США в качестве украинской валюты. Всё это будет означать завершение процесса ликвидации суверенитета Украины. Есть куда в таких условиях Донбассу «реинтегрироваться»?
В свою очередь, немало успел и Донбасс. Прежде всего, научился выживать в условиях блокады, сформировал свои органы власти и систему силовой защиты интересов своих жителей. Произошла замена денежной единицы с гривны на российский рубль. Жители ЛДНР сначала получили возможность находиться неограниченное время на территории РФ, трудоустраиваться, получать образование, а затем и получать гражданство РФ по упрощённой схеме. В сфере истории, культуры, языковой политики Донбасс сохранил свои прежние традиции.
Если Киев всё же не на словах, а на деле рассчитывает хоть как-то остановить дальнейшее размежевание и взаимное отдаление Украины и Донбасса, то всё сказанное выше придётся учитывать. Невозможно будет избежать прямых переговоров с представителями неподконтрольных Киеву территорий. Необходимо будет вернуть в политический лексикон такие слова, как «федерация», «федерализация», «конфедерация», «амнистия», «особый статус». Конституцию Украины необходимо будет пересматривать и очищать от мусора, нанесённого предыдущей властью.
Однако политика Киева – и при Порошенко, и при Зеленском (по сей день, по крайней мере) – такова, что чем дальше, тем меньше жители ЛДНР хотят слышать про общее будущее с Украиной.
Фото: kremlinrus.ru