«Белоруссия как приграничный регион всегда выполняла историческую функцию моста между Востоком и Западом, между католическо-протестантской и православной Европой. Сегодня эта связующая функция не так заметна. С 1994 года страной железной рукой правит Александр Лукашенко. Этот человек, которого часто зовут последним диктатором Европы, ведёт страну по волнам времени, опираясь на смесь из советской ностальгии, экономической и политической ориентации на Россию и преследования оппозиционных сил. Но есть признаки, что в этом, на первый взгляд стабильном и автократическом фундаменте появились трещины», – пишет старейшая швейцарская газета.
Издание отмечает, что после 2014 года в Минске всё чаще стали говорить о «якобы особой белорусской истории и культуре и даже дистанцировались от самого названия «Белоруссия». Правительство стало подчёркивать языковые и исторические особенности страны и даже обнаружило в ней национальные средневековые традиции. «Лукашенко стал говорить на публике только по-белорусски и поощряет писателей пользоваться национальным языком», – уверяет газета. Что до языка, на котором предпочитает говорить Лукашенко – это явное преувеличение, но в целом в Швейцарии тенденцию подметили верно.
Впрочем, NZZ признаёт, что в Белоруссии 90% населения предпочитает разговаривать на русском языке. И всего треть молодёжи хотела бы больше говорить на белорусском. Издание ссылается на данные опроса, проведённого Берлинским центром восточноевропейских и международных исследований среди молодёжи в Белоруссии. Получается, что правительство предпринимает всё возможное, чтобы дистанцироваться от России, чтобы подчеркнуть белорусские национальные особенности и культуру, однако это не находит отклика среди населения, пишет автор статьи Феликс Краватцек (Félix Krawatzek), политолог, старший научный сотрудник Берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований.
«В то же время страна находится в амбивалентном поиске новых ориентиров между Востоком и Западом. В обществе нет доминирующего взгляда на дальнейшее развитие страны. Внешнеполитическая ориентация молодых людей это только подчеркиваёт. Почти треть желают, согласно опросу, чтобы связи с Россией стали ещё крепче, ещё треть хотят теснее общаться со странами ЕС. Эти настроения свидетельствуют, что нынешняя политическая напряжённость между Россией и Белоруссией, а также острожное сближение страны с ЕС отражают общественное мнение»,
– говорится в статье.
В ноябре президент Белоруссии Александр Лукашенко отправился с официальным визитом в Австрию, после того, как Евросоюз снял некоторые санкции против его страны. А перед поездкой заявил, что он, «как Пётр Первый собирается прорубить окно в Европу». И действительно, связи с Европой у Минска становятся всё крепче, а политическая элита стремится к сближению с ЕС и опасается более тесных отношений с Россией. Чего не скажешь о населении страны, отмечает издание. Согласно данным опроса, 40% считают, что необходимо и далее продолжать сближение с Западом, даже если это негативно отразится на отношениях с Россией. Однако большинство – почти 60% – против такого сценария развития событий. Издание напоминает, что опрос проводился только среди молодёжи. Четверть же опрошенных молодых людей выступают за полное объединение двух стран – России и Белоруссии. Старшие поколения опрашивать не рискнули: там бы процент сторонников упрочения связей с Россией поверг бы Запад в полный шок.
«Хотя молодые люди в Белоруссии хотят международной открытости страны, однако они отдают себе отчёт, что существуют и практические факторы, делающие тесные связи с Россией необходимыми в будущем. Вопрос, как будут развиваться политика и общество в Белоруссии, пока остаётся открытым. Предстоящие выборы, так же как и поездки и речи президента, покажут, в какую колею в будущем встанет страна»,
– делает вывод NZZ.
Соб. корр. ФСК