Оценки перспективного спроса на газ в Европе сильно расходятся
Ввод в действие газопровода «Турецкий поток» создал основы для формирования принципиально новой архитектуры поставок российского газа на Балканы и далее в Центральную Европу. Как подчеркнул в своём выступлении на торжественной церемонии запуска газопровода в Стамбуле президент России Владимир Путин, «поставки российского газа по «Турецкому потоку», без сомнения, будут иметь большое значение не только для экономики Турции и Черноморского региона, но и окажут позитивное влияние на развитие многих южноевропейских стран, будут способствовать повышению энергетической безопасности Европы в целом».
«Страны Европы в рамках проекта получат российский газ по второй ветке, и мы видим, что они уже выказывают очень большой интерес», – подтвердил со своей стороны президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Российские экспортные газопроводы в Турцию. Карта: Газпромэкспорт
Согласно сообщению болгарской компании Bulgargaz, на новый экспортный газопровод уже переведены с украинского маршрута экспортные поставки в Болгарию. Пропускная мощность экспортной нитки газопровода «Турецкий поток» составляет 15,75 млрд кубометров газа, из которых 3,5 млрд кубометров предназначены для поставок в Болгарию, 2,5 млрд кубометров – в Сербию и 6 млрд кубометров – в Венгрию. С 1 января текущего года начались также поставки газа по указанному маршруту в Северную Македонию и Грецию.
К концу 2019 года было закончено сооружение необходимой инфраструктуры для экспорта российского газа через территорию Сербии. Строительство болгарского участка, по словам премьер-министра Болгарии Бойко Борисова (вместе с президентом Сербии Александаром Вучичем он присутствовал на церемонии в Стамбуле), будет завершено к маю 2020 года.
«Открытие «Турецкого потока» в Стамбуле – это реальный факт. И если сбудется то, о чем сказал премьер-министр, и в мае мы закончим работу по продолжению потока через Болгарию, это будет означать, что мы сделали свою работу», – говорит болгарский эксперт Нина Дюлгерова в интервью софийскому изданию «Труд».
Как сообщил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, запасов газа на ямальских месторождениях компании хватит для поставок в течение следующих 110 лет.
Ввод в действие газопровода «Турецкий поток» позволит России в ближайшее время максимально диверсифицировать транзитные маршруты транспортировки газа в Европу с тем, чтобы избежать возможных экономических и политических рисков. Согласно имеющимся расчётам, по каждому экспортному маршруту будет прокачиваться порядка 20-25% от всего объёма поставок.
Однако вопрос о будущих объемах поставок российского газа в Европу по балканскому маршруту связан с проблемой перспективного спроса на газ в Европе в ближайшие годы. Расчёты и оценки здесь сильно расходятся.
Министерство энергетики США (EIA) в своем последнем докладе заявило о грядущем увеличении потребления газа к 2050 году, который вместе с возобновляемыми источниками энергии начнёт вытеснять уголь и атомную энергию. При этом, согласно подсчётам американских экспертов, в Европе (страны-члены Европейского союза плюс Норвегия, Швейцария и Исландия) годовое потребление газа достигнет 605 млрд кубометров, увеличившись на 9,7%.
Эксперты компании BP более сдержанны в прогнозах. Они ожидают сохранения нынешнего уровня потребления газа в Европе, составляющего около 550 млрд кубометров в год.
При этом европейские институты подчёркивают своё намерение снизить потребление газа в Европе, прежде всего, по экологическим соображениям. Подготовленный в Еврокомиссии в 2016 году доклад Reference Scenario 2016 предполагал сокращение потребления газа на 16% к 2050 году; при этом рост его импорта (на фоне значительного сокращения собственной добычи в Европе) не должен превышать 19%. В 2018 году подготовленный компанией Shell доклад исходил из задачи ограничить рост температуры на планете 2 градусами. Документ предусматривал, что для достижения такого показателя потребление газа в Европе к 2050 году должно сократиться на 33% – до 360 млрд кубометров. Норвежская компания Equinor Energy сделала ещё более радикальный прогноз сокращения потребления газа в Европе – более чем на 50%.
Российские эксперты склонны согласиться со своими американскими коллегами. Согласно обсуждавшемуся в рамках заседания ХVII Международного форума «Газ России – 2019» прогнозу Министерства энергетики России, доля природного газа в мировом энергобалансе по-прежнему будет расти. Темпы роста потребления газа в мире в настоящее время составляют примерно 1,6% в год. За последние 10 лет спрос на газ вырос на 40%, до 1,5 млрд кубометров. Торговля газом выросла с 1 трлн 134 млрд кубометров до 1 трлн 778 млрд кубометров газа. Минэнерго России ожидает, что доля природного газа в мировом энергобалансе увеличится с 23% в 2017 году до 26% к 2035 году. «Доля нефти и угля… за этот период суммарно сократится примерно на 10%», – прогнозирует и.о. министра энергетики России Александр Новак.
В 2018 году «Газпром экспорт» поставил в европейские страны рекордные 200,8 млрд кубометров газа. По итогам 2019 года соответствующий показатель может достичь 198 млрд кубометров.
Главное преимущество трубопроводного газа заключается в низкой стоимости поставок в сравнении со сжиженным природным газом (СПГ дороже примерно на 30%). Однако у привязки к трубе есть и недостатки, главный из которых – отсутствие гибкости поставок и, как следствие, зависимость от покупателя, говорит Михаил Делягин: «Мы проходили это с Турцией в конце 1990-х. Когда поставки по «Голубому потоку» были фактически блокированы до тех пор, пока «Газпром» не сделал существенных уступок по цене. И мы видим повторение этой истории сейчас, но уже со странами ЕС, когда они в том числе через суды добиваются пересмотра контрактов в части снижения стоимости поставок». По словам Делягина, «то, что «Газпром» продолжает наращивать поставки трубопроводного газа в Европу, облегчает компании удержание доли рынка. Но это и создает огромные риски, потому что усугубляет нашу зависимость от потребителей, которые уже неоднократно показали свою недобросовестность».
А, следовательно, Россия должна и дальше наращивать усилия по диверсификации собственных поставок как трубопроводного газа, так и СПГ, заблаговременно принимая меры для предотвращения ситуаций, подобных сложившейся вокруг достройки трубопровода «Северный поток – 2».
Заглавное фото: kremlin.ru