Грузинская пресса растиражировала слова кандидата в президенты Абхазии Аслана Бжании о необходимости начать переговоры между Сухуми и Тбилиси.
«Никакого значения не имеет, сколько сторон будет участвовать в этом диалоге. Главное, чтобы в этот процесс были вовлечены люди, которые желают заключить этот процесс в человеческие и мирные рамки. Что касается ближайшей перспективы, я думаю, что в первую очередь нужно восстановить доверие между сторонами. В этом направлении должны быть предприняты шаги, и я убежден, это будет способствовать сближению наших позиций. Такого рода шаги должны быть предприняты, прежде всего, в экономической сфере»,
– цитирует заявление Бжании новостное агентство Interpressnews.
Из этого заявления грузинские журналисты, а за ними и политологи сделали множество разнообразных выводов, главное из которых – Абхазия утратила надежду на обретение независимости и хочет вернуться в состав Грузии.
«Заявление Бжании можно воспринять как позитивное, если он не лицемерит, так как такие заявления могут устраивать саму Россию, чтобы Абхазия стала стороной – участницей конфликта на Женевских переговорах, чего грузинская сторона не признаёт и заявляет, что сторонами конфликта являются Грузия и Россия. Что касается грузинской стороны, она не должна отрицательно отнестись к этому заявлению Бжании, тем более когда это говорит человек, который с большой вероятностью станет де-факто президентом Абхазии»,
– рассказала в интервью газете «Резонанси» политолог Ника Читадзе.
Поддержал идею о переговорах и премьер-министр Грузии Георгий Гахария, заявив, что «для Тбилиси важным является положение граждан Грузии по обе стороны оккупационной линии и, разумеется, не существует иного пути, кроме переговоров».
А госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили вообще не видит альтернативы диалогу.
«Грузинская сторона, конечно же, готова к диалогу с представителями абхазского общества. И мы неоднократно заявляли об этом. Более того, в последний период мы сделали не один шаг для того, чтобы расширить диалог и контакты. Если такая готовность есть, мы это только приветствуем, потому что альтернативы переговорам, мирному процессу нет. А что касается форм и форматов, здесь существует очень большое пространство»,
– заявила Цихелашвили, добавив, что необходимо начать «восстанавливать доверие между конфликтующими уже долгие годы народами».
В Сухуме были крайне удивлены такому ажиотажу, поднявшемуся в грузинской прессе, а также вдруг появившейся готовности Грузии начать прямой диалог с Абхазией, от чего Тбилиси отказывался все эти годы.
«Не можем не отметить удивление, которое вызвала у нас информация о внезапно возникшей готовности грузинских властей к началу прямого диалога с абхазской стороной. В свою очередь выступаем за возможность возобновления двустороннего формата переговоров, включающих в себя обсуждение проблем деизоляции Республики Абхазия, региональной безопасности, экологии и других вопросов, имеющих непосредственное отношение к тематике гуманитарного сотрудничества»,
– говорится в заявлении МИД Абхазии.
В Абхазии напомнили, что «тема политического статуса Абхазии, основанная на волеизъявлении народа республики и закреплённая в Конституции Республики Абхазия, не является предметом каких-либо переговоров». А также о том, что прямые переговоры между Абхазией и Грузией успешно велись с 1994 по 2008 год при посредничестве ООН и России, однако эти переговоры были прекращены после нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 году. В последующие годы Грузия отказывалась вести переговоры с Абхазией, не признавая республику стороной конфликта.
Однако в Абхазии не все согласны возобновлять переговоры с Тбилиси, против этого выступают ветераны войны 1992 – 1993 годов.
«О каком сближений в каких-либо сферах между Абхазией и Грузией можно говорить до подписания договора о ненападении и отказа Грузии от всех притязаний на нашу территорию и признания государственности Республики Абхазия?»
– говорится в заявлении ветеранской организации «АРУАА».
Соб. корр. ФСК
На фото. Национальный флаг Республики Абхазия