18 января на встрече с ветеранами и представителями патриотических организаций в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин пообещал открыть центр архивных документов о Второй мировой войне. «Мы заткнём поганый рот, который открывают некоторые деятели… мы заткнём его правдивой фундаментальной информацией», – сказал Путин.
Итак, кто в очереди на эту процедуру? В Литве кандидатов с избытком.
«Одну оккупацию сменила другая, более жестокая и кровавая. Поэтому литовцам нечего праздновать 9 Мая», – первым такое заявление сделал президент Валдас Адамкус и отказался ехать в Москву в 2000 году на торжества в честь 55-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Адамкус сам воевал против Красной армии, освободившей к августу-октябрю 1944 года всю восточную, центральную и южную Литву. Воевал в составе 2-го полка сформированной и вооружённой немцами литовской гренадерской бригады Tevynes Apsaugos Rinktine (Силы обороны Отечества). Под местечком Седа, что между Тельшяй и Мажейкяй, литовцы под командованием полковника вермахта Хельмута Медера должны были вступить в бой, но струсили и, бросив оружие, дезертировали. Адамкус бежал в Кретингу, спрятался в воинском эшелоне и удрал в Германию. После войны попал в США. С 1949 по 1955 год служил в Центре армейской разведки в Чикаго. Человеку с такой биографией невозможно смотреть на торжественный марш победителей.
Член КПСС Даля Грибаускайте, преемница Адамкуса в кресле президента, в 2010 и 2015 годах тоже отказалась посетить Москву и Красную площадь, хотя и получала приглашения принять участие в праздновании 65-летия и 70-летия Победы СССР над гитлеровской Германией.
Грибаускайте, известная в кругах, близких к КГБ СССР под кличкой Магнолия, сослалась на Белый дом: «Президент США Барак Обама, получивший такое предложение, его отклонил. Я намерена поступить так же». Хозяйка Литвы тогда поставила себя в глупое положение, поскольку в администрации США заявили иное: «Президент Обама приглашение получил, оно не отклонено и в данный момент рассматривается».
Можно с большой долей вероятности предположить, что новый глава Литовского государства Гитанас Науседа, если получит приглашение из Москвы, последует примеру предшественников. Он уже написал в «Твиттере»: «В последнее время Россия пытается переписать историю… Не забудем уроков, которые обязаны выучить из своей истории и истории Европы. Не позволим правду заменить бутафорскими подпорками лжи».
Науседа найдёт, чем заняться в мае. Например, вместе с коллегами из Латвии и Эстонии обсудит вопрос возмещения ущерба от советской оккупации. Прибалты ещё в марте 2019 года договорились, какими средствами следует добиваться от России покрытия «убытков». Министр юстиции Литвы Эльвинас Янкявичюс демонстрирует возмущение: «Россия до сего дня отказывалась возместить ущерб от оккупации. Но под давлением общественности стран Балтии ей придется это сделать». О том, что российское руководство в качестве компенсации может предложить только «от мёртвого осла уши», руководитель Минюста, наверное, не слышал. Пропустил он и слова президента Путина о «моральных уродах, стремящихся достичь хорьковых политических целей», сказанные ветеранам войны и «блокадникам» 18 ноября в городе на Неве.
Вслед за первыми лицами в очереди на процедуру стоят политики правого толка и чиновники высокого ранга. Они давно не участвуют в праздниках, общих для литовцев, русских и других народов бывшего СССР, а 13 июля прошлого года с неудовольствием встретили московский салют в честь 75-летия освобождения Вильнюса от немецко-фашистских войск. И, конечно, никто в этих кругах не вспоминает, что Литва обрела нынешние границы именно в советское время. В 1939 году благодаря Красной армии страна получила Вильно и Виленский край. В 1940 к Литве отошёл белорусский курорт Друскининкай с примыкающей территорией и белорусские земли на востоке и юго-востоке. В 1941 году СССР выкупил за 7,5 млн долларов у Германии и передал Литве Вилкавишский район, а в победном 1945-м Литва получила порт Клайпеду (Memel) и Клайпедский край вместе с частью Куршской косы.
Восточная Пруссия с Мемельским краем
Честное слово, официальному Вильнюсу грех обижаться на Россию.
Поляки, за неимением политико-исторических аргументов, схватились «за культуру», занявшись обвинениями Красной армии и НКВД в разграблении культурных ценностей. Литовцы же, словно школьники, пачкающие учебники, увлеклись перевиранием истории боёв за прусский Мемель. Группа во главе с Миндаугасом Милдинисом плодит фальшивки, переплетая историю с политикой. Суть работ сводится к следующему: Красная армия «неправильно» освободила Memel, начав операцию в октябре 1944 г. и завершив её в начале февраля 1945-го. Авиация разрушила центр города. Жертвы среди гражданского населения оказались столь высоки, что его почти поголовно эвакуировали из города-крепости… И так далее, и тому подобное.
На самом деле основная задача операции (овладение Мемелем и ликвидация мемельского укрепрайона) была выполнена Красной армией всего за 3 суток. Взятие Мемеля завершило освобождение территории Литвы от немецких оккупантов. В боях за город-порт участвовала и 16-я литовская стрелковая дивизия. Её подразделения в числе первых прорвались в центральную часть и к портовым причалам, затем с успехом воевали на Куршской косе.
«Поганые рты» не случайно избрали мишенью наступательную операцию по разгрому группировки противника в районе Клайпеды 25 января – 4 февраля 1945 года.
28 января исполняется 75 лет со дня взятия города. Переписчики истории не скрывают своей цели. «Некоторая группа людей ежегодно собирается у могил красноармейцев. В январе она готовится торжественно праздновать «годовщину». Обманутые официальной русской пропагандой, они верят в освободительную миссию Красной армии. Наша задача – показать, что это была совсем иная миссия – варварская, кровавая и античеловечная, на 50 лет погрузившая Восточную Европу в хаос и бесправие».
Пропагандистская команда Милдиниса стаскивает кучу всю грязь, ранее собранную англичанами и немцами: «Солдаты Красной армии убивали, насиловали, грабили так, что даже НКВД был в шоке». В публичное пространство вбрасывается лексика, работающая на решение задачи по искажению исторической памяти. Военная кинохроника и фотографии полностью игнорируются.
Ложь примечательна и тем, что фальсификаторы рассказывают о событиях вокруг Мемеля, но так, что это читается, как «события вокруг Клайпеды». Подкрепляется миф о том, как литовцы страдали в боях за незамерзающий порт.
Сергей Лавров, выступая 17 января на пресс-конференции в Москве, заявил: «Попытки оболгать нашу страну с точки зрения итогов Второй мировой войны, причин Второй мировой войны и попытки использовать эту ложь для того, чтобы сегодня ослабить позиции России на международной арене, будут продолжаться».
Так и есть. В Литве сейчас набирает силы пропаганда за запрещение празднования Дня Победы 9 мая как события, «восхваляющего сталинизм, шовинизм и агрессивность России, правопреемницы СССР». И вот уже депутат Сейма Литвы Арвидас Анушаускас предлагает Варшаве совместно и широко отметить 410 лет со дня захвата Москвы литовско-польскими войсками…
Сколько ещё трусливые националисты будут выставлять себя на посмешище?
Фото: epaveldas.lt