Введённый разработчиками внешней политики США термин «Индо-Тихоокеанская стратегия» отражает желание охватить своим влиянием стратегически значимые для Китая территории и одновременно выделить возрастающую роль Индии как ключевого союзника Вашингтона в акватории Индийского и Тихого океанов.
Индо-Тихоокеанский ареал, который Вашингтон определяет как пространство «от западного побережья Индии до западного побережья США», – это зона ответственности 3-го и 7-го флотов США. Для господства над регионом обязательным условием является контроль над государствами Восточной Азии – Японией, обеими Кореями, Монголией и Китаем.
Япония и Южная Корея – союзники США. Монголия проводит политику «равноудалённости», то есть неучастия в блоках, направленных против других государств. Северная Корея придерживается антиамериканского изоляционизма, а Китай бросает Соединённым Штатам вызов в их попытках установления мирового господства.
Американская политика сдерживания Китая предполагает тесное сотрудничество с Индией – второй великой азиатской державой. К 2030 году население Индии по численности превзойдёт численность населения Китая. Средний возраст населения Индии (25 лет) моложе среднего возраста населения Китая, а темпы роста индийской экономики уже сегодня опережают темпы роста китайской.
Понимая это, Пекин сближается с Пакистаном, историческим противником Индии, и государствами Юго-Восточной Азии, (Филиппины, Мьянма и др.). Мощным фактором риска для Пекина остаётся зависимость от поставок энергоресурсов из Африки и Ближнего Востока через узкий Малаккский пролив. Через этот перешеек между материком и островами идёт до 80% всех перевозок.
Индийская стратегия «Смотри на Восток, действуй на Востоке» (Look East, Act East), направленная на сближение со странами Юго-Восточной Азии, грозит Китаю усилением контроля Индии над примыкающей к Малакке восточной частью Тихого океана. В последние годы Индия развивает военную инфраструктуру Андаманских и Никобарских островов, откуда легко контролировать узкое горлышко Малаккского пролива.
Китай планирует вложить $1,3 млрд. в строительство морского порта в мьянманском штате Ракхайн. Это даст ему прямой выход в акваторию Индийского океана и сократит маршрут поставок нефти через Индийский океан во внутренние районы Китая. Мьянма имеет морскую границу с Индией и по суше граничит с 45-миллионной китайской провинцией Юньнань, через которую пролягут железнодорожные и автомобильные артерии вглубь страны. Это поможет сбалансировать экономическое развитие имеющих выход к морю прибрежных провинций Китая с его менее развитой континентальной частью.
Пакистан граничит с Индией с противоположной от Мьянмы стороны. Китайцы инвестируют $40 млрд. в китайско-пакистанский транспортный коридор, который выходит в Индийский океан через порт Гвадар, переданным в аренду Китаю на 43 года. Исламабад утверждает, что это чисто коммерческий проект, но в Вашингтоне полагают, что, обосновавшись в Гвадаре, китайцы смогут контролировать Ормузский пролив – морской коридор шириной 39-96 километров из Персидского залива в Аравийское море, через который Китай получает ближневосточную нефть.
Протяжённость маршрута через Малакку к китайскому побережью Южно-Китайского моря – 12 тысяч километров, через Гвадар до китайского города Кашгар – всего 3 тысячи. Идя через Малакку и Южное-Китайское море, китайское танкеры вынуждены проходить возле акватории спорных Парасельских островов и островов Спратли, к которым приковано внимание США, а также Вьетнама, Японии, Малайзии, Брунея и др. Китайско-пакистанский транспортный коридор позволит этого избежать.
Китай строит порты в Бангладеш, Шри-Ланке и на Мальдивах. Индия – военно-морскую базу и взлётно-посадочную полосу на Сейшелах. Присутствие в Шри-Ланке и Бангладеш позволит Китаю подобраться к границам Индии с флангов, присутствие на Мальдивах – контролировать транзит грузов между Восточной Азией, Африкой и Европой через Индийский океан. Присутствие Индии на Сейшелах позволит контролировать побережье Восточной Африки – приоритетного направления африканской политики Пекина.
Сблизившись с Мьянмой и Пакистаном, Китай взял Индию в клещи, пользуясь своим выгодным географическим положением, отделяющим его от Индии непроходимыми горными массивами Тибета и Гималаев. Следующий шаг в стратегии Пекина по нейтрализации угроз со стороны США и их союзников – углубление отношений с Филиппинами.
Филиппины закрывают Китаю выход из Южно-Китайского моря в Тихий океан (чем они и интересны американцам), почти упираясь одной оконечностью в Индонезию, другой приближаясь к Тайваню – союзнику Вашингтона. Индонезия, в свою очередь, имеет первостепенное значение в обеспечении национальной безопасности Австралии, ещё одного партнёра Вашингтона в регионе. Над Лусонским проливом между Филиппинами и Тайванем пролегает траектория полёта китайских ракет с атомных подводных лодок, базирующихся на острове Хайнань, в сторону тихоокеанского побережья США.
Географическая изолированность Филиппин как островного государства требует для экономического развития постоянной связи с развитыми державами. И больше всех вложить в филиппинскую экономику готов Пекин. В 2016 году Пекин и Манила договорились о $24 миллиардах китайских инвестиций. Это намного больше, чем могут предложить американцы, чья помощь имеет военный уклон и не способствует оздоровлению социально-экономической ситуации на Филиппинах.
Долгое время Филиппины и Китай делят риф Скароборо в Южно-Китайском море. Здесь у Манилы был выбор – либо, заручившись поддержкой США, оппонировать Китаю под лозунгом защиты территориальной целостности, либо повысить отношения с Китаем до уровня стратегического партнёрства, сделав для Пекина ненужными территориальные споры с Филиппинами. Манила выбрала второй вариант.
В целом строительство новых баз, морских портов, заключение соглашений и меморандумов о сотрудничестве между государствами так называемого Индо-Тихоокеанского ареала говорит о том, что здесь нарастает опасность крупномасштабного военного противостояния.
Заглавное фото: indopacificsecurity.com