В марте правительство Венесуэлы приняло программу борьбы с эпидемией коронавируса, которая содержит следующие пункты:
– правительство полностью компенсирует заработную плату всех государственных служащих, работников государственных и частных предприятий в течение следующих 6 месяцев;
– 7 миллионов семей будут получать базовую продовольственную корзину каждые 15 дней во время действия чрезвычайного положения;
– до 31 декабря текущего года запрещено увольнять работников;
– запрещено взимать арендную плату в течение следующих 6 месяцев;
– до 31 декабря текущего года запрещено взимать проценты по кредитам;
– плата за электроэнергию, воду и газ приостановлена на неопределённый срок.
Программа приносит плоды, но её финансирование даётся правительству с огромным трудом: более года назад США заблокировали счета Венесуэлы в своих банках и ввели санкции против ряда венесуэльских компаний и организаций, включая государственную нефтедобывающую компанию PDVSA. Эта компания владеет расположенной в США крупнейшей структурой нефтепереработки Сitgo, работающей на венесуэльской нефти и дававшей около половины экспортной выручки страны.
Санкции против Венесуэлы, объявленные Трампом, заморозили 7 миллиардов долл. на счётах PDVSA и не дадут ожидаемого дохода в 11 миллиардов долл. от продажи нефти в текущем году. Теперь Citgo разрешается ввозить венесуэльскую нефть и перерабатывать её, но деньги пойдут не в Венесуэлу, а на заблокированный счёт. Администрация Трампа заявила, что блокирует прибыли PDVSA, чтобы «выдавить Николаса Мадуро из его кресла».
Одновременно с введением санкций США признали оппозиционного лидера Хуана Гуайдо «переходным президентом» Венесуэлы, а Николаса Мадуро – «незаконным лидером». Под этим предлогом США экспроприируют доходы от продажи венесуэльской нефти, направляя часть денег венесуэльской оппозиции.
В этой ситуации правительство Мадуро обратилось в Банк Англии за получением принадлежащего Венесуэле золотого запаса. Всего там хранится золота на 1.8 миллиарда фунтов стерлингов, и 1 млрд. из них Каракас планировал истратить на продовольственные программы, закупку медицинского оборудования и медикаментов. Однако Лондон отказал правительству Мадуро в возврате золотого запаса Венесуэлы по той причине, что «правительство Великобритании однозначно признаёт президентом Венесуэлы Хуана Гуайдо».
Такое решение полностью игнорирует реальное положение дел в Венесуэле, так как правительство Мадуро контролирует ситуацию в стране и все административные органы. Ситуация выглядит парадоксально, так как, признав Гуайдо, Великобритания не прекратила отношений с правительством Мадуро. Между странами поддерживаются дипломатические отношения, в Лондоне работает посол Каракаса. Более того, британцы отказали Хуану Гуайдо в аккредитации его представителя в Лондоне в качестве посла. Одновременно британский министр иностранных дел Джереми Хант заявил, что «Великобритания будет признавать Хуана Гуайдо до тех пор, пока в Венесуэле не проведут выборов, заслуживающих доверия».
Сам Гуайдо объявлен венесуэльскими властями вне закона за попытку организации государственного переворота и сейчас скрывается во французском посольстве в Каракасе. По официальным данным, Гуайдо имел отношение к морскому вторжению в Венесуэлу 3 мая («Операции Гедеон»), когда несколько десятков боевиков на быстроходных катерах пытались высадиться на побережье Венесуэлы, углубиться на её территорию и начать партизанское движение с целью свержения Николаса Мадуро. Расчёт наёмников на поддержку населения не оправдался: часть из них была уничтожена во время боя, часть сдалась в плен, остальные скрываются в лесной местности. Среди захваченных боевиков есть граждане США.
Одновременно с отказом Лондона вернуть Венесуэле её золотой запас суд округа Колумбия (Вашингтон) постановил в кратчайшие сроки конфисковать четыре иранских нефтяных танкера, которые направлялись в Венесуэлу с остро дефицитным горючим. Решение о конфискации мотивировано тем, что танкеры являются «зарубежным активом иностранной террористической организации КСИР, которая занимается планированием и совершением связанных с терроризмом преступлений».
Попытки экономического удушения Венесуэлы принимают всё более агрессивный характер. Ни Вашингтону, ни Лондону не нужна независимая Боливарианская республика. Сиделец во французском посольстве ждёт своего часа.
Фото: REUTERS/Kevin Lamarque