Два месяца назад мы писали о развернувшейся в киевских кулуарах власти схватке между теми, кто рассчитывает на установление режима неприкрытого внешнего управления, и теми, кто были бы не прочь править сами и сами прибыль извлекать. Тогда же мы и отметили, что «шансы команды Зеленского сохранить статус-кво сколько-нибудь надолго выглядят слабо», и «главное слабое звено – сам Зеленский»
К Америке в украинских верхах относятся с придыханием. За любыми сигналами о благорасположении со стороны Вашингтона в Киеве идёт охота. Вот и команда Зеленского занялась охотой за знаками внимания со стороны новой американской администрации. Для начала – в виде телефонного звонка в Киев от кого-нибудь «оттуда».
Первое условие такого «знака внимания» было обозначено сразу – изгнание из фракции «слуга народа» нардепа Александра Дубинского, опубликовавшего записи скандальных телефонных разговоров Порошенко и Байдена (это называется «вмешательство в американские выборы»). Глава президентского офиса Андрей Ермак заявил, что украинские власти сделают всё от них зависящее, чтобы привлечь к ответственности тех, кто вмешивался в выборы президента США.
Работа пошла. Зеленский приезжал на заседание фракции «слуг» в Раде («зависящее от него сделал»), до него там побывала и. о. посла США на Украине Кристина Квин. Запустили механизм заочного голосования через розданные депутатам именные подписные листы, и каждому депутату президент суверенного украинского государства звонил лично, чтобы склонить к решению, которого добивался Белый дом. 1 февраля решение фракции оформили, за исключение Дубинского из числа «слуг»-нардепов проголосовали.
Дубинский-депутат был креатурой Игоря Коломойского, теперь этот оборотистый олигарх понимает, что его Зеленский тоже постарается скоро сдать, если Вашингтону это будет надо.
В течение часа-двух после исключения Дубинского пришло поощрение от американцев – состоялся первый телефонный разговор главы украинского МИД Дмитрия Кулебы с госсекретарём США Энтони Блинкеном. Кулеба написал в «Твиттере», что они с Блинкеном «договорились поднять уровень амбиций и начать новую эру в своих отношениях», а также поблагодарил американского госсекретаря «за неизменную поддержку Соединёнными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины».
В считаные часы после исключения Дубинского поздним вечером 1 февраля стало также известно, что принято и вступило в силу решение СНБО Украины о блокировке трёх самых популярных новостных каналов Украины, которые связывают с Виктором Медведчуком (номинальный владелец каналов – Тарас Козак, нардеп). А что тут церемониться? ОПЗЖ, к которой имеет отношение Медведчук, стала обгонять по рейтингам «слуг народа», надо принимать меры.
Понятно, что Зеленский никогда бы не осмелился закрыть популярные новостные каналы, если бы не настойчивые рекомендации из-за океана. Американское посольство США в Киеве так прямо в этом и расписалось: «США поддерживают усилия по противодействию злонамеренному влиянию России, приложенные Украиной в защиту своего суверенитета и территориальной целостности в соответствии с украинским законодательством. Мы все должны работать вместе, чтобы не давать применять дезинформацию как оружие в информационной войне против суверенных государств» – гласит заявление посольства США в «Фейсбуке».
Заметим, что при Порошенко такого ещё не было, недовольные политикой президента средства информации не закрывались. Так что от одной каденции к другой, от Порошенко к Зеленскому, украинский режим деградирует. Власти беззастенчиво вытирают ноги о свободу слова. При дальнейших поощрениях из-за океана эта тенденция будет развиваться и, можно предположить, не ограничится одной Украиной.
Что касается главы этой самостийной державы, то комик у власти – фигура страдательная, управляемая. В постсоветских республиках «коллективному Западу» только такие фигуры и нужны (главное – вовремя менять одну фигуру на другую, имитируя политическую конкуренцию). В Белоруссии двигают домохозяйку Тихановскую, где-то ещё кого-то, у кого ни программы, ни идей, ни политической воли… Успех подобных комбинаций, как правило, обеспечивается там, где смысл суверенного государственного управления утрачен, а между «верхами» и «низами» народа создана непроходимая социальная пропасть.