После заявления Байдена о намерении администрации США вернуться к «ядерной сделке» с Ираном 2015 года, Израиль развернул кампанию противодействия этому шагу, считая, что сделка не даёт гарантий от появления «исламской атомной бомбы».
В соответствии со всеобъемлющим планом действия Иран обязался в течение 15 лет не обогащать уран до 20% и более, что требуется для создания ядерного оружия. 16 января 2016 года МАГАТЭ подтвердила выполнение Ираном своих обязательств в соответствии с соглашением. Тогда же ООН, США и ЕС смягчили некоторые экономические и финансовые ограничения, введенные в отношении Ирана в связи с его ядерной программой.
Однако Дональд Трамп обвинил Иран в несоблюдении договорённостей. Выступая с трибуны Генассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, он назвал сделку с Ираном «худшей сделкой в истории США», а Иран – «страной-изгоем, экспортирующей насилие, кровопролитие и хаос». В мае 2018 г. США вышли из соглашения, а позже восстановили санкции в отношении Ирана в полном объёме.
В мае 2019 года Тегеран уведомил о решении приостановить исполнение части своих обязательств и начал обогащение урана выше согласованного уровня 3,67%. В сентябре 2019 года Тегеран запустил дополнительный блок из 30 центрифуг нового поколения, а также в 10 раз увеличил производство низкообогащённого урана.
Израиль увидел в этом подтверждение своих опасений о планах Тегерана создать ядерное оружие.
Соратник израильского премьер-министра Б. Нетаньяху и министр по делам поселений Цахи Ханегби (Tzachi Hanegbi) заявил, что в дальнейшем у Израиля не будет иного выхода, как превентивный удар по Исламской Республике Иран, чтобы прекратить её ядерную программу. Убеждённость израильтян в том, что «персы обманут», неколебима. «Возможно, в будущем у нас не будет иного выбора, кроме атаки. Я надеюсь, что когда наше руководство столкнется с этой дилеммой, оно не смирится с существованием ядерной державы Иран», – заявил Ц. Ханегби.
В унисон с этим министром высказался министр обороны Израиля Бенни Ганц (Benny Gantz): «Израиль продолжает держать на повестке дня возможность ударов по иранским ядерным объектам». Одновременно начальник Генштаба Армии обороны Израиля Авив Кохави (Aviv Kohavi) высказал критику Вашингтона в иранском вопросе и сообщил, что дал указание составить план нанесения ударов по иранским ядерным объектам.
Часть ракетного ареснала Ирана. Фото: REUTERS/Wana News Agency
А на днях госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Тегеран может находиться «в неделях» от разработки достаточного количества расщепляющегося материала для создания ядерной бомбы.
Одновременно в СМИ продолжаются спекуляции о возможностях Израиля нанести удар по иранским ядерным объектам. Широко разошлось сообщение кувейтской газеты Al-Jarida о том, что израильские истребители-невидимки F-35 якобы вторглись в воздушное пространство ИРИ, пролетев над территорией Сирии и Ирака. Al-Jarida утверждает, что самолёты не были выявлены ни российскими радарами в Сирии, ни иранской ПВО. Американский журнал The National Interest задаётся вопросом, возможно ли такое. Автор статьи отмечает, что радиус действия F-35A составляет 1000 км, а расстояние, которое израильским самолётам надо покрыть до Тегерана, – 1600 км. С дозаправкой в воздухе у Израиля проблемы: не хватает самолётов-дозаправщиков, которые к тому же могут стать добычей систем ПВО С-300, имеющихся у Сирии и Ирана. Положение мало улучшится и в случае, если Израиль уговорит Баку предоставить для F-35A азербайджанские аэродромы. Кроме того, Иран рассматривает вопрос о закупке у РФ систем С-400 «Триумф», которые могут эффективно бороться с «невидимками».
Израильская бронетехника на Голанских высотах. Фото: REUTERS Ronen Zvulun
Исходя из того, что Израилю пока не удаётся предотвратить возвращение США в «ядерную сделку» с Ираном, израильтяне будут искать пути усиления международной изоляции ИРИ. Кроме того, может произойти эскалация напряжённости на Голанских высотах, где на сирийской стороне действуют части Корпуса стражей исламской революции.
Фото: REUTERS