Как-то в интервью немецкому изданию лидер белорусской оппозиции «в изгнании» Светлана Тихановская необдуманно пообещала, что «режим Лукашенко падёт весной». Пришла весна, и единственное, что смогла предложить команда Тихановской, – это проект новой конституции, презентация которого прошла 10 марта.
Главное, в чём отличается новый «оппозиционный» проект основного закона страны, – это переход государства от президентской формы правления к парламентской. Парламент оппозиционеры желают наделить правом выбирать премьер-министра, утверждать правительство, принимать законы. Как в Армении, ныне ввергнутой в катастрофу. Или как в Молдавии, где страну накрыл бесконечный политический кризис.
«Правительство, в свою очередь, будет отчитываться перед парламентом. Президент в этой системе будет выполнять представительские функции: представлять страну на международной арене, выступать арбитром между парламентскими фракциями в ситуациях, когда они не смогут сами договориться о составе правительства, и ряд других»,
– рассказал Валерий Жураковский, один из тех, кто работал над проектом нового основного закона Белоруссии, на пресс-конференции. Автор законопроекта, по всей видимости, не проникся печальным опытом стран – бывших советских республик, которые пошли по этому пути.
Президент Республики Беларусь, по планам оппозиционеров, должен избираться сроком на пять лет и не более двух сроков в течение жизни. Звучит очень демократично, если забыть о том, что президент в парламентской республике – фигура вроде свадебного генерала – с «представительскими функциями», но без реальной власти.
Национальный банк оппозиция собирается наделить дополнительными полномочиями, которые позволят ему самому определять денежно-кредитную политику, не согласовывая её ни с президентом, ни с парламентом страны, а также не отчитываясь перед ними. Ну чтобы будущим кредиторам было удобнее.
Изменения запланировали и в части государственной символики: предлагается бело-красно-белый флаг оппозиции сделать государственным, заменить существующий герб новым – «щитом красного цвета с изображением Погони», говорится в статье 26 проекта конституции. Ну а девизом государства станет «Жыве Беларусь!». Предсказуемо.
Что касается государственного языка, то в статье 25 проекта конституции сказано: «Государственными языками в Республике Беларусь являются беларусский и русский языки».
И в лентах новостей сразу появились заголовки о том, что «белорусская оппозиция оставит русский язык государственным».
Однако это лишь первая часть статьи 25. А вторая часть гласит: «Уважая право каждого выбирать язык общения, государство осуществляет меры по расширению использования беларусского языка для последующего придания ему в конституции статуса единственного государственного языка».
А это значит только одно – оппозиционеры хотят пойти по украинскому сценарию, заставить белорусов полностью отказаться от русского языка.
Помнится, как в начале девяностых распространялись на Украине листовки с обращением первого украинского президента Леонида Кравчука. Он тогда обещал, что никакого притеснения по языковому принципу не будет, гарантируя всем русскоязычным гражданам Украины возможность обучения на родном языке.
Сегодня Тихановская и Ко не обманывают, а говорят правду – они собираются действовать так же, как это делалось и делается на Украине.
Соб. корр. ФСК