Существующая мировая валютная система обречена. Масса мировых валют растёт как на дрожжах. Совокупные активы четырех центробанков – ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии и Народного банка Китая (НБК) – оценивались на конец января 2021 года в 28,8 трлн. долл. По отношению к концу января 2020 года прирост составил 44%. Такого не было целое десятилетие.
На начало 2007 года совокупные активы четырёх указанных центробанков составляли 5 трлн. долл., за 14 лет они увеличились в 5,8 раза! Эта гигантская денежная масса используется для надувания пузырей на мировых финансовых рынках. Создается обманчивое впечатление, что никакой инфляции нет, ибо цены на товарных рынках растут медленно или даже не растут, но это лишь иллюзия монетарного благополучия. Рано или поздно произойдёт схлопывание финансовых пузырей, избыточная денежная масса ринется на товарные рынки. Возникнут гиперинфляция и стремительное обесценение валют.
Можно спорить, когда это произойдет, но политики и бизнес уже готовят запасные аэродромы, куда можно будет переместиться в случае обвала традиционных валют. Направлениями такого перемещения являются и восстановление золотого стандарта, и подготовка цифровых валют, но есть еще одно направление. Это вариант единой мировой валюты. Разговоры о ней идут давно.
Ещё в 1944 году на международной конференции в Бреттон-Вудсе глава английской делегации Джон Кейнс предложил выстраивать послевоенную валютно-финансовую систему на основе банкора, наднациональной валюты, которую будет эмитировать Международная клиринговая палата, дополняя, а затем вытесняя национальные валюты. Тогда предложение Кейнса не было принято. Мировую валютно-финансовую систему стали строить на основе золотодолларового стандарта (это было предложение американской делегации).
После конференции в Бреттон-Вудсе прошло четверть века, и неожиданно предложение Кейнса начало претворяться в жизнь. Я имею в виду эмиссию Международным валютным фондом более полувека назад партии так называемых Специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). В литературе на русском языке эту условную единицу часто обозначают аббревиатурой СДР. Она действительно была условной, т. к. существовала лишь в безналичной форме. А главное – не была универсальными деньгами. СДР была представлена как резервная валюта, которой могут пользоваться страны-члены МВФ для формирования своих международных резервов (в дополнение к золоту и доллару США), а также для выполнения обязательств денежных властей одной страны перед денежными властями другой. Однако денежная единица СДР не могла использоваться частными корпорациями и банками для операций на товарных и финансовых рынках и тем более была недоступна для физических лиц.
Страны-члены МВФ подписали соглашение о СДР в начале 1969 года, в середине 1969 года оно вступило в силу. Эмиссию СДР начали 1 января 1970 года и продолжали три года (первое распределение СДР). За 1970-1972 гг. было выпущено 9,3 млрд. единиц СДР, которые тогда были приравнены к доллару США (1 СДР = 1 доллар США), а содержание золота в новой единице определялось, исходя из пропорции 1 тройская унция металла = 35 СДР. В пределах указанной суммы МВФ распределил СДР между странами-участницами соглашения пропорционально их квотам в капитале Фонда. Из названного объёма эмитированных СДР (9,3 млрд. единиц) почти 7 млрд. было распределено между экономически развитыми странами. Немного менее 400 млн получили 12 развивающихся стран-экспортёров нефти. Остальным 100 развивающимся странам досталось менее 2 млрд. единиц.
У меня складывается ощущение, что проведенная полвека назад Международным валютным фондом эмиссия СДР была пробным шаром. Тестировался один из вариантов замены золотодолларового стандарта. Однако валюта СДР не стала такой заменой. Ямайская конференция 1976 года объявила о переходе на бумажно-долларовый стандарт.
Эмиссия СДР возобновилась в 1979 г. и продолжалась три года (второе распределение СДР – по 4 млрд. в год). В итоге общий объём эмитированных с начала 1970-го по конец 1981-го СДР составил 21,4 млрд. единиц, которые были распределены среди 143 стран-членов Фонда. В конце 1981 года эта сумма составила 5,5% всех мировых валютных резервов, не считая золота. При этом экономически развитые страны получили более 2/3 общей суммы распределённых СДР, в том числе США – 23%, столько же, сколько 100 развивающихся стран.
Вероятно, эмиссия СДР в 1979-1981 гг. (второе распределение) осуществлялась в порядке подстраховки. Дело в том, что возведение доллара США на постамент единственной мировой валюты было очень непростой операцией. Иногда возникала опасность того, что доллар рухнет, и все решения Ямайской конференции пойдут насмарку. Например, в январе 1980 года цена на золото доходила до 850 долларов за тройскую унцию. Золото, не желая уходить из мира денег, готово было уничтожить доллар как конкурента.
Однако в конце концов доллар занял запланированное ему место, и в эмиссии СДР возникла большая пауза. Она длилась до 28 августа 2009 года, когда Фондом было проведено третье, одномоментное распределение СДР на сумму в 161,2 млрд. единиц. За один день общая масса СДР увеличилась почти в восемь раз! Чуть позднее (9 сентября 2009 г.) было проведено ещё одно, четвёртое распределение, такое же одномоментное, на сумму 21,5 млрд. СДР. В итоге общий объём эмитированной валюты СДР составил 204,1 млрд. единиц.
Масштабность и срочность третьего и четвёртого распределений СДР объясняются тем, что существовал риск перерастания финансового кризиса в мировой валютный. Эмиссия СДР была существенной подстраховкой для стран, у которых валютные резервы были на исходе.
Идёт двенадцатый год с того времени, как МВФ последний раз проводил эмиссию СДР. Сегодня ситуация в валютно-финансовом мире хуже, чем во время финансового кризиса 2008-2009 гг. Все ждут пятого распределения СДР.
22 февраля издание The Daily Reckoning опубликовало статью под названием The Great Reset Is Here (Великая перезагрузка началась). Автор публикации Джим Рикардс – экономист, юрист, главный управляющий директор по рыночной разведке в Omnis, Inc. Был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году. Автор книги The Road to Ruin: The Global Elites' Secret Plan for the Next Financial Crisis (Дорога к гибели: секретный план глобальной элиты по организации следующего финансового кризиса), вышедшей в 2016 году.
Большая часть статьи Рикардса посвящена СДР. Если верить автору, после 2009 года МВФ продолжал подготовку к более широкому использованию этой наднациональной валюты. Обсуждались разные варианты допуска к использованию СДР, помимо денежных властей частных компаний и банков. Рикардс пишет: «07.01.2011 МВФ выпустил генеральный план по замене долларов на СДР. Он включал в себя создание рынка облигаций СДР, дилеров СДР и вспомогательных механизмов, таких как операции РЕПО, деривативы, каналы расчетов и клиринга, а также весь аппарат ликвидного рынка облигаций».
В это время исполнительным директором МВФ был Доминик Стросс-Кан. А через четыре месяца после появления упомянутого плана, в мае 2011 года, Стросс-Кан лишился своего кресла. Это не удивительно: план был чрезвычайно опасным для доллара США. Выпуск СДР предполагался не в качестве дополнения к долларам, а в качестве их замены. Хозяева печатного станка ФРС разделались со Стросс-Каном.
Сейчас, однако, многие финансисты и политики всё громче заявляют о необходимости подыскания замены доллару США. Так, в августе 2019 года об этом на встрече руководителей центробанков в Джексон-Хоул (США) сказал глава Банка Англии Марк Карни. Думаю, его заявление придало энтузиазма тем сторонникам реформы, которые делают ставку на СДР.
Джим Рикардс пишет, что именно СДР являются лучшей альтернативой доллару США: «СДР могут быть выпущены в большом количестве для членов МВФ и использоваться в будущем для избранного списка наиболее важных операций в мире, включая расчеты по платежному балансу, ценообразование на нефть и финансовые счета крупнейших мировых корпораций, таких как Exxon Mobil, Toyota и Royal Dutch Shell».
Рикардс имеет доступ к закрытым источникам и сообщает о планах МВФ по эмиссии СДР, нигде не афишированных: «МВФ планирует выпустить новые СДР на 500 млрд. долл., хотя некоторые сенаторы-демократы лоббируют выпуск СДР на 2 трлн. долл. и более. Что почти в десять раз больше, чем количество СДР, выпущенных в 2009 году, и будет иметь большое значение для увеличения ликвидности СДР и продвижения глобалистской программы, по замене доллара США на СДР в качестве ведущего резервного актива».
Планы расширения эмиссии и сфер использования СДР Рикардс увязывает с планом Великой перезагрузки. По его мнению, эта валюта будет в значительной степени выведена из-под контроля национальных государств и направлена в том числе на декарбонизацию мировой экономики: «В следующие несколько лет мы увидим выпуск СДР для международных организаций, таких как ООН и Всемирный банк, которые будут потрачены на инфраструктуру по изменению климата и другие любимые проекты элит без надзора со стороны каких-либо демократически избранных органов».
Фото: designertianlan.com