Год назад ВОЗ сообщила, что в мире начинается «пандемия». С того момента в большинстве стран мира стали в срочном порядке вводить ограничительные меры, затронувшие жизнь миллиардов людей на планете. Был спровоцирован экономический кризис – самый глубокий за послевоенную историю. По оценкам МВФ, падение мирового ВВП в прошлом году составило 3,5%. Экономики стран G7 упали на 5,9% (США – на 3,4%), стран Евросоюза – на 7,2%. Только Китай по итогам года показал экономический рост (по оценке МВФ, 2,3%). Прошлый год перечеркнул весь прирост, достигнутый мировой экономикой в течение десятилетия; появилось клише «потерянное десятилетие».
В целом страны G20 израсходовали на поддержку своих экономик более 13 трлн. долларов. Особенно выделяются США, где суммарные бюджетные расходы на борьбу с вирусно-экономическим кризисом за год достигли 5 триллионов долларов. Ведущие ЦБ влили в экономику в прошлом году примерно 10 триллионов долларов. Ключевые ставки центробанков находились на минимальных значениях. У ФРС США она держалась на уровне 0-0,25%; у Европейского центрального банка – на нуле; у Банка Японии – на уровне минус 0,10%; у Национального банка Швейцарии – минус 0,75%. Центробанки наращивали денежную массу преимущественно путём покупки государственного долга. Совокупный государственный долг в мире в прошлом году вырос на 10 трлн. долл., или на 15%.
В прошлом году центробанки приступили также к активной скупке корпоративных облигаций и даже акций (что раньше было экзотикой). Центральные банки США, ЕС, Японии и Великобритании за 2020 год провели беспрецедентное «количественное смягчение», выкупив с рынка государственные и корпоративные бумаги на 7,8 трлн долларов.
В мире в прошлом году реальная экономика падала, но финансовые рынки росли. Совокупная капитализация рынка корпоративных бумаг к концу года достигла 100 трлн. долл., что на треть больше капитализации в начале 2020 года. Фондовые индексы многих ведущих корпораций выросли за год в разы; так, акции корпорации Tesla Илона Маска подорожали в 9 раз.
Однако этот «пир во время чумы» – не бесплатный. Расплачиваться придётся.
Во-первых, резко выросшие долги надо обслуживать.
Во-вторых, пузыри на фондовых рынках не могут держаться бесконечно. Теоретически их можно подкреплять ростом прибыли «надутых» компаний, но вряд ли та же Tesla сможет увеличить свою прибыль в девять раз (пропорционально росту ее капитализации). Пузыри будут сдуваться, и в 2021 году не исключена вторая серия рецессии.
В-третьих, существует риск серьёзного нарастания инфляции. Миллиарды и триллионы долларов, которые ушли в прошлом году на финансовые рынки, могут оттуда начать перетекать на рынки самых различных товаров – сырья и готовых изделий, инвестиционных товаров, товаров потребительского назначения. Уже проседают фондовые индексы и цены акций отдельных корпораций. Уже видны признаки роста цен на сырьё, энергоносители, продовольствие, многие виды промышленной продукции.
Напряглись центробанки, которые проводили сверхмягкую («голубиную») денежно-кредитную политику. Обозначившиеся признаки инфляции – сигнал к тому, что пора кончать с «голубиной» политикой и переходить к «ястребиной», предполагающей сокращение денежной эмиссии и повышение ключевой ставки. Однако это чревато целым рядом неприятностей. Одна из них – повышение процентных платежей по государственному долгу. При ключевых ставках даже на уровне 2-3 процентов расходы на обслуживание государственного долга грозят превратиться в основную статью бюджетных расходов, превзойдя расходы на оборону, поддержку экономики и другие государственные программы.
Сегодня правительства и центробанки мучительно ищут выход из экономических тупиков, спровоцированных «пандемией», но ищут за пределами компетенции экономистов и финансистов – в медицине и здравоохранении. Стала распространяться странная вера в то, что выход из экономического тупика можно найти с помощью… вакцинации населения. Прогнозы последних месяцев в качестве важнейшей предпосылки решения экономических проблем рассматривают вакцинацию. Будет массовая вакцинация – будут восстановление и рост. Не удастся её провести – будет новый карантин для бизнеса (lockdown) и продолжение финансово-экономического кризиса.
В МВФ прогнозируют, что массовая вакцинация будет проведена в планетарных масштабах, и рисуют многообещающие перспективы: в Евросоюзе в 2021 году прирост ВВП может составить 4,2%, в США – даже 5,1%. Экономические ведомства правительств и центробанки следят не столько за экономикой, сколько за тем, как меняется ситуация с COVID-19 и как идёт вакцинация. А она, судя по всему, идёт неплохо. На 16 марта 2021 года она охватила 40% населения Великобритании, 33% населения США, 12% населения стран Евросоюза.
В последних прогнозах зарубежных государственных организаций и частных корпораций я вижу всё больше оптимистических нот. В марте Bank of America провёл опрос управляющих банков Уолл-стрит и вот результаты: 91% респондентов ждут ускорения экономического роста, 89% ожидают увеличения прибыли. Оба показателя – рекордные за всё время, что проводятся опросы (с 1994 года).
Оптимизм виден и на рынках. Так, в марте цены на металлы выросли до уровня, которого не было последние 7 лет; на рынке продовольствия – цены максимальные за 6 лет. Цены на нефть – уже на уровне в среднем 60 долларов за баррель, а кто-то прочит им возвращение к рекордным 100 долларам.
Несколько слов о России. Вирусно-экономический кризис её не обошёл. По оценкам МВФ, в 2020 году падение ВВП в РФ составило 3,1%. Это несколько меньше среднемирового показателя падения. Вероятно, потому что в большинстве стран Запада в прошлом году было два сеанса lockdown, в России – один. Общий объём антикризисных мер в России в 2020 году оценивается в 65 млрд долларов, или примерно 4,5% ВВП. Прирост денежной массы не был столь большим, как на Западе; рост дефицита бюджета и государственного долга РФ тоже был более умеренным. Ключевая ставка Банка России была заметно выше, чем в экономически развитых странах Запада (в России в прошлом году она держалась на уровне 4,25%), но при этом несравненно ниже, чем в предыдущие годы (в декабре 2014 года ЦБ поднимал ставку до 17%).
Однако в текущем году инфляция в РФ стала расти. Видимо, денежная масса, созданная Банком России в прошлом году, в конечном счёте стала перетекать на товарные рынки, поднимая цены и на потребительские товары, и на товары производственного назначения. В начале года ЦБ обнародовал прогноз по инфляции на 2021 год: 3,7-4,2%. Однако уже на 9 марта в годовом исчислении значение этого показателя достигло 5,8%. Получается, что реальная ключевая ставка Банка России (с учётом инфляции) уже имеет отрицательное значение. Финансовые аналитики хором говорят, что в этом году ЦБ РФ вынужден будет повышать ключевую ставку с учётом растущей инфляции. А это, по мнению многих экспертов, приведёт к удорожанию кредитов, к возникновению у Минфина проблем с размещением новых траншей ОФЗ (облигаций федерального займа), к росту бюджетных расходов на обслуживание государственного долга.
МВФ даёт прогноз по России на 2021 год: её ВВП должен будет вырасти на 3,1%, но с оговоркой: при условии проведения массовой вакцинации населения. Согласно последним данным (на 14 марта), в России число вакцинированных составляло 5,45 млн. человек, в том числе полностью вакцинированных – 2,15 млн. человек. Получается, число полностью вакцинированных составило лишь 1,5%, что не идет ни в какое сравнение с «достижениями» Запада.
Если следовать логике экономистов из МВФ, без ускорения вакцинации у России нет шансов выйти из минусовой зоны, в какой она находилась в прошлом году. А вот США, ЕС, Великобритания с их высокими показателями вакцинации окажутся по экономическим показателям впереди всех.
Так рождается ещё один миф. Он идёт на смену мифу о том, что экономический кризис в мире возник из-за невидимого вируса. Я не раз писал, что «пандемия» должна была стать прикрытием действительных причин кризиса – копившихся десятилетиями диспропорций в мировой экономике и международных финансах, но глубочайшую рецессию 2020 года списали на коронавирус и заставили людей поверить в это.
Теперь хотят заставить поверить в то, что с тотальной вакцинацией экономика расцветёт. Я не медик и не стану погружаться в эпидемиологию, но как экономист ответственно заявляю: увязка вопросов восстановления экономики с вакцинацией – это или жульничество, или полный непрофессионализм. Истинные причины кризиса лежат в капиталистической модели экономики, которая с 1825 года входит в кризисы с удивительной периодичностью. И если мы заговорили о медицине, я позволю себе аналогию: неправильно поставленный врачом диагноз может затянуть лечение пациента и даже привести к летальному исходу. В экономике – то же самое.
Фото: REUTERS/Dado Ruvic