В Вашингтоне не знают, кто такой Конфуций. Беды в этом особой нет, мало ли чего там не знают. Однако госсекретарю Энтони Блинкену стоило бы иногда заглядывать в наследие китайского мудреца, заложившего основы китайской культуры, неколебимые до сих пор. А знай Блинкен Конфуция, возможно, он остерёгся бы кричать на весь мир о геноциде уйгуров в Китае.
Госсекретарь США вспомнил бы, возможно, о том, что 11 сентября исполнится 20 лет со дня разрушения башен-близнецов в Нью Йорке. Неровен час, Джо Байдену преподнесут подарок к памятной дате – разоблачительные материалы о причастности к тем взрывам американских спецслужб. И вот тогда мир увидит, что такое геноцид! Ведь несколько тысяч граждан США принесли в жертву, чтобы, объявив разрушение Всемирного торгового центра злодеянием Бен Ладена, сидевшего в афганских пещерах, начать войну в Афганистане! Кстати, кое что о «мистике 11 сентября» мы писали ещё пять лет назад.
Вы спросите, причём тут Конфуций? А как же! Он ведь предупреждал: «Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами». Китайцы и остерегаются, когда видят, как с ними поступают, рассчитывая на их покорность. Ещё недавно положение дел в Синьцзяне, периодически вспыхивающие там беспорядки никого на Западе не беспокоили, и вдруг бах – геноцид! Некая структура, Newlines Institute for Strategy and Policy, заявила, что нарушена Конвенция ООН о предупреждении геноцида и наказании за него – и пошла писать губерния! Прогрессивное человечество Западного полушария тут же возбудилось и на Китай навесили санкции. Однако в Китае понимают, что к чему и с помощью чего американцы наловчились формировать «международную повестку дня».
На фоне развала СССР и появления в Средней Азии новых независимых государств уйгурский сепаратизм, подогреваемый «друзьями Китая» на Западе, стал заявлять о себе всё более громко. Появилось запрещённое в России «Исламское движение Восточного Туркестана»* (ИДВТ) – террористическая организация, целью которой является создание на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР независимого государства «Восточный Туркестан», то есть расчленение КНР.
Как нетрудно понять, такой поворот для китайского политического руководства абсолютно неприемлем. Стремясь избавиться «от трёх сил зла» – терроризма, сепаратизма и экстремизма, Пекин много делает для повышения уровня жизни населения, вкладывает в свой автономный район большие средства, осуществляя сразу несколько программ развития. Одновременно власти КНР жёстко ограничивают деятельность уйгурских сепаратистов, они же мусульманские экстремисты.
В СУАР существуют центры профессионального обучения, в которых, согласно официальным китайским данным, в период с 2014 по 2019 год ежегодно проходили обучение 1,3 миллиона жителей Синьцзяна. Однако у информационной войны свои свои законы: на Западе эти центры профессионального обучения называют не иначе как лагерями политического перевоспитания или концлагерями. А китайцы и в этом случае остаются верны тому, чему учил Конфуций: «Если тебе плюют в спину – значит, ты идешь впереди»!
Действительное понимание ситуации даёт Белая книга о занятости и трудовых правах в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, опубликованная в КНР в сентябре 2020 года.
Пекин спокойно, по-деловому ответил своими санкциями на западные санкции, показывая, что с Китаем политика давления не пройдёт. После того как 22 марта США, ЕС, Великобритания и Канада ввели санкции в отношении ряда китайских официальных лиц за «нарушение прав уйгуров» в Синьцзяне, МИД КНР наложил ответные санкции на несколько физических лиц и организаций США и Канады. Такие санкции носят пока что символический характер, но эта символика важна, и на Западе немедленно поднялся шум. Как? Вы пытаетесь поступать с нами так же, как мы с вами? Не сметь! Энтони Блинкен заявил, что Пенкин хочет «запугать и заставить замолчать тех, кто выступает в поддержку прав человека и фундаментальных свобод».
В Пекине внимания на возмущение западных политиков не обращают. Шаг за шагом Китай превращает международную политику из плётки для наказания в палку о двух концах. Как аукнется, так и откликнется. Китайская политическая культура впитала слова великого Конфуция: «То, что вы можете воспринимать спокойно, уже не управляет вами».
Фото: @hakancakici29