Герберт Уэллс

Об опытах Герберта Уэллса как экономиста

Английский писатель считал, что денежная система капиталистического мира давно извращена

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти известного английского писателя Герберта Уэллса. В России его знают по научно-фантастическим романам «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Остров доктора Моро», «Война в воздухе» и др. После Первой мировой войны в творчестве писателя произошел перелом: он переключился на жанр, который можно назвать социальной фантастикой, утопией, проектированием будущего, стал проявлять повышенный интерес к естественным наукам, антропологии, психологии, истории, социологии, экономике. Писатель считал, что улучшить мир и человека можно, прежде всего, с помощью наук и доведения до каждого человека результатов этих наук.

Одним из важнейших направлений совершенствования образования Уэллс видел в выработке хороших учебников, которые бы давали целостную картину мира, а не дробили предмет. Им была задумана и написана трилогия, включавшая общую картину естествознания (с упором на биологию), всемирную историю и картину общества. В 1925 году вышла «Краткая история человечества» (A Short History of Mankind). В 1931 году появилась «Наука жизни» (The Science of Life), в 1932 году увидела свет работа «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind). Из трёх книг на русский язык переведена лишь «Краткая история человечества» (первое издание на русском появилось в 1924 году в Петрограде).

Во всей трилогии я хотел бы обратить внимание на книгу «Труд, богатство и счастье рода человеческого». В ней и история освоения человеком природы, и вопросы сельского хозяйства, домашнего хозяйства, торговли и распределения продуктов труда, роли государства в экономической жизни. Особое внимание уделяется тому, что сегодня зовётся менеджментом. В центре – вопросы денежного обращения и финансов.

Любопытно, что воспоминания о подготовке Уэллсом этого труда мы находим в «Автобиографии» Чарли Чаплина, друга английского писателя. Он отмечает, что  одним из рабочих названий книги было «Анатомия денег».  Писать книгу Уэллсу помогало несколько человек. Сыграло роль общение писателя с известным английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946).  Писатель дружил с семьей Кейнса, женой которого была известная русская балерина Лидия Лопухова. Уэллс как-то бросил фразу по поводу  супругов: «...она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса — самые лучшие мозги в стране». В свою очередь и Кейнс внимательно следил за творчеством Уэллса, положительно оценив вышедшую в 1928 году его работу «Открытый заговор».

Книге «Труд, богатство и счастье рода человеческого» не очень повезло. Писать её Уэллс сел аккурат накануне «чёрного четверга», который разразился на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 1929 года и дал старт мировому экономическому кризису. Книга вышла в разгар кризиса – в начале 1932 года, людям тогда было не до умных книг. Если верить энциклопедиям, работа лишь один раз переводилась на иностранный язык: в 1932 году вышла на немецком языке.

Стоит отметить попытку Уэллса взглянуть на экономику через призму биологии и психологии. Не исключаю, что такой взгляд был подсказан писателю Гербертом Спенсером и тем же Кейнсом. Первый – один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. А оригинальность Кейнса как экономиста заключалась в том, что он объяснял экономические процессы рядом психологических законов, которые сформулировал в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Ещё одной крупной работой Уэллса является «Современная утопия» (1905), где писатель нащупывает подходы к построению идеальной модели экономики. Здесь уже содержались наброски идей, позднее развёрнутых в произведениях «Открытый заговор» (1928 г.) и «Новый мировой порядок» (1940 г.). В работе «Новый мировой порядок» некоторые мысли Уэллса по вопросам экономики представлены в наиболее завершенном виде (позднее он лишь повторял себя).

Новый мировой порядок в понимании Уэллса – это единое мировое государство с единым мировым правительством. Сохранение национальных государств, по мнению писателя, неизбежно будет провоцировать межгосударственные конфликты, которые могут перерастать в мировые войны. По мнению Уэллса, политики в начале ХХ века «проспали» Первую мировую войну, поверив заключениям интеллектуалов, которые с воодушевлением констатировали широкую интернационализацию хозяйственной жизни на рубеже XIX-XX вв., усиление экономической и финансовой взаимозависимости государств. Дескать, войны стали невыгодны крупному капиталу, ибо разрывали сети трансграничных финансовых и торгово-экономических связей. Однако политики не учли того, что, помимо межгосударственных конфликтов, в мире появились острые противоречия между финансово-промышленными группами. Борьба монополий за мировые рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья и породила Первую мировую войну. Наблюдение Уэллса верно, и здесь он не оригинален. В 1916 году об этом писал В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». Ленин указывал на борьбу монополистического капитала за раздел и передел мира как на причину мировой войны, причём у Ленина объяснение причин войны глубже, чем у Уэллса.  Оба, однако, сходятся на том, что с господством монополий можно покончить, лишь упразднив капитализм и заменив его социализмом. Однако у марксиста Ленина это социализм диктатуры пролетариата, у Герберта Уэллса – «мягкая» фабианская версия.

Уэллс считал, что война – самое удачное время для перехода от капитализма к социализму. Война приводит ко всеобщей мобилизации ресурсов под началом государства – производственных, материальных, людских. И по завершении войны эту мобилизацию следует перенаправить в созидательное русло – восстановление и развитие гражданской экономики. Возможно, здесь Уэллсу дал подсказку Кейнс, говоривший, что экономические кризисы можно преодолевать и даже предотвращать путём поддержания спроса с помощью государства. Во время войны государство закупает оружие, военное снаряжение, в мирное время оно обязано бороться с безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Причём заказывать государство может что угодно: строительство дорог, сооружение плотин и других ирригационных сооружений, создание новых технологий. Что-то наподобие «нового курса» Франклина Рузвельта 1930-х годов (Уэллс усматривал в рузвельтовском «новом курсе» признаки социализма).

Где взять деньги на осуществление спасительных для общества проектов? Уэллс пишет: «Правительства должны будут представить миру план строительства мирной жизни, хотят они того или нет. Но их спросят: "Где вы возьмете кредиты, чтобы сделать это?"» И писатель даёт ответ, в котором раскрывает истинный смысл денег, донельзя искажённый ростовщическим капитализмом: «…мы должны еще раз напомнить, что деньги – это средство, а не цель. У мира будет достаточно материальных и рабочих ресурсов, необходимых для повсеместного восстановления его жизни. И все они просто взывают о том, чтобы их использовали. Функция современной денежно-кредитной системы состоит или, во всяком случае, состояла в том, чтобы свести рабочих с материалом и стимулировать их объединение. Эта система всегда оправдывала свое существование тем, что без неё здесь не обойтись, и если она существует не для этой цели, то для чего она тогда существует и какая в ней тогда надобность?»

Этот риторический вопрос Уэллса подразумевает, что денежная система капиталистического мира давно извращена. Что она существует не для созидания и общественного блага, а для обогащения буржуазии, в первую очередь той её части, которая связана с денежным капиталом. Такую денежную систему следует уничтожить, восстановив прежнюю систему. Систему, предназначением которой служит соединение основных факторов производства – рабочей силы, средств производства и исходных материалов для создания нужных обществу продуктов.

В работах Уэллса содержится жёсткая критика банков, биржи, спекуляций. Он писал: «Фондовая биржа и банковский кредит, а также навыки заимствования, ростовщичества и игры на опережение (видимо, имеются в виду фьючерсные сделки. – В.К.), несомненно, все до одного исчезнут, когда установится Мировой порядок… Они будут выброшены, как яичная скорлупа или оболочка плода». Однако представления о том, каким должен быть социализм, у Герберта Уэллса остались размытыми. Фабианский социализм понимался им ограниченно – как отрицание ростовщического и спекулятивного капитализма.