Война Израиля против Ирана, которая продолжалась с 13 по 25 июня 2025 года и получила название «двенадцатидневная», все еще продолжает будоражить сознание многих людей. Она вновь заставила простых граждан задуматься о многих вопросах, которые касаются судьбы не одного только Израиля и соседних с ним стран, но всего человечества.
В частности, война высветила такую угрозу человечеству, как неконтролируемое распространение ядерного оружия по миру. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу в 1970 году и на сегодняшний день охватывает 190 стран, оказался не способным остановить гонку ядерных вооружений в мире и предотвратить их выход за пределы «ядерной пятерки». Договор сохранял право иметь ядерное оружие только пяти странам, у которых оно уже имелось: США, Советскому Союзу, Великобритании, Франции и Китаю. На сегодняшний день достоверно известно, что, кроме указанной пятерки стран, ядерное оружие имеется у Индии, Пакистана, Северной Кореи и Израиля. Указанные четыре страны не являются участниками ДНЯО.
Израиль никаких признаний в наличии у него ядерного оружия не делал. Но известно, что к разработке его он приступил еще в 1960-е годы. В настоящее время, по оценкам СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследования проблем мира), еврейское государство располагает 90 ядерными зарядами. Это минимальная цифра, некоторые эксперты называют 200 и даже более. Носителями для большей части зарядов являются ракеты. Некоторая часть зарядов – бомбы, сбрасываемые с самолетов.
В Тель-Авиве хорошо понимают все риски возможного использования ядерного оружия. Израильские политики, обходящие стороной вопрос о наличии у еврейского государства ядерного оружия, называют его уклончиво «оружием Судного дня». И грозят соседним государствам их применением. В частности, в разгар арабо-израильской войны 1973 года (получившей название «война Судного дня») Израиль оказался на грани капитуляции. Тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир дала приказ министру обороны и всему кабмину: «Никакой капитуляции. Мы применим ядерное оружие и уничтожим Каир и Дамаск!» На тот момент в арсенале Израиля было восемнадцать атомных бомб.
Испугались тогда не только в Каире и Дамаске. Испугались даже в Вашингтоне. Тогдашний президент Ричард Никсон уговорил «железную леди» из Тель-Авива отменить свой приказ, обещав резко увеличить Израилю поставки обычных вооружений и боеприпасов. Свою лепту в ослабление напряженности в регионе внесла также советская дипломатия. В конечном счете ядерного удара удалось избежать. Ситуация на Ближнем Востоке по своей критичности почти не уступала карибскому кризису 1962 года.
Хорошо известно, что Израиль при любых американских президентах получал и получает от США обильную военную помощь в виде современных видов оружия и военной техники, а также боеприпасов. Журналисты и эксперты совершенно правильно считают, что Вашингтон находится под жестким контролем произраильского (а по сути, сионистского) лобби. Мол, американским президентам и политикам деваться некуда. Но иногда в отношениях между Тель-Авивом и Вашингтоном возникают некоторые «шероховатости», которые Тель-Авив научился очень быстро преодолевать. Путем шантажа и ультиматумов: если не поставите нам такие-то и такие-то самолеты и танки, то мы ослабнем в военном отношении; такое ослабление нас может поставить в положение, когда нам придется применить ядерное оружие. Вашингтон сдается и компенсирует якобы возникшее «ослабление» путем поставок требуемого Тель-Авивом оружия.
Стратегия еврейского государства хорошо известна: она определяется идеологией сионизма. Получив в 1948 году от ООН права обосноваться на Ближнем Востоке в виде государства «Израиль», сионисты озвучили его стратегическую цель – расширение до границ «Великого Израиля». Сионисты ссылаются на следующие слова из Торы: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). Первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион, торжественно объявляя в 1948 году о создании, согласно решению ООН, государства Израиль, напомнил: «Есть другая карта, которую нарисует еврейский народ, ее молодежь – от Нила до Евфрата». И вот уже на протяжении 77 лет Израиль изо дня в день ведёт непрерывную войну с палестинцами и соседними (и не очень соседними) государствами Ближнего Востока, стремясь выйти на границы «Великого Израиля». Я об этом уже писал.
Описанные действия Израиля можно назвать планом «А» еврейского государства. План, реализация которого не предполагает использования ядерного оружия. План «А», к большому сожалению сионистов, реализуется очень медленно. ООН отвела новому государству площадь 14,1 тыс. кв км. В 1949 году евреи уже отжали часть земель у палестинцев, расширив свои владения приблизительно до 20,8 тыс. км². После Шестидневной войны 1967 года полная площадь территории, контролируемой Израилем, включая Палестинскую автономию и территории, составила уже 27,8 тыс. км². Сколько сегодня контролирует территорий Израиль, точно сказать никто не может. Сами власти Израиля почему-то называют площадь своего государства, равную 22,1 тыс. кв км.
При таких темпах расширения территории сионистам не видать Великого Израиля до конца нынешнего столетия. Они явно нервничают, т. к. время работает не в их пользу. Ведь не сегодня-завтра окружающие Израиль государства будут иметь ядерное оружие. Прежде всего, Иран. Ради того, чтобы не допустить Ираном создания ядерного оружия, Израиль и совершил в ночь с 12 на 13 июня акт агрессии против этого государства. Но цели своей не достиг. Обогащенный уран (примерно 800 кг) остался у Ирана в целости-невредимости. Оценки степени разрушения объектов ядерной энергетики Ирана пока очень примерные. Но через год, максимум два, согласно мнению большинства экспертов, Иран сумеет создать ядерное оружие. На этот раз Тегеран настроен очень решительно. В частности, никаких инспекторов МАГАТЭ он уже к себе пускать не будет.
Хотя Тель-Авив заявляет о своей победе в этой «двенадцатидневной войне», однако ее можно назвать пирровой победой. А ведь у Израиля еще есть соседние страны, которые близки к созданию ядерного оружия. Прежде всего, это Саудовская Аравия и Турция. Поговаривают о таком оружии и в ОАЭ.
На случай такого неблагоприятного для Израиля развития событий в регионе у еврейского государства имеется план «Б». Это я его так называю. Официальное название – «Самсон». План секретный. Но о нем знают и в Израиле, и за его пределами. Многие об этом плане узнали из книги известного американского журналиста-расследователя и лауреата Пулитцеровской премии Сеймура Херша (Seymour Hersh), которая увидела свет в 1991 году. Она называется: «Выбор Самсона: ядерный арсенал Израиля и американская внешняя политика» (The Samson Option: Israel's Nuclear Arsenal and American Foreign Policy).
В предисловии к книге С. Херш пишет: «Это книга о том, как Израиль тайно стал ядерной державой. В ней также рассказывается, как этот секрет был передан, санкционирован и порой намеренно проигнорирован высшими политическими и военными должностными лицами Соединенных Штатов со времен Эйзенхауэра».
А план «Самсон», как пишет Херш, – стратегия сдерживания Израиля, предполагающая массированное возмездие с применением ядерного оружия в качестве «последнего средства» против страны, чьи военные силы вторглись и/или разрушили большую часть Израиля. Сеймур Херш и израильский историк Авнера Коэна полагают, что название «Самсон» появилось еще в середине 1960-х годов. Его использовали лидеры Израиля Давид Бен-Гурион, Шимон Перес, Леви Эшколь, Моше Даян.
Название имеет библейское происхождение. Речь идет о персонаже Ветхого Завета Самсоне, который обладал богатырской силой и прославился своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Опуская многие детали его истории, отмечу, что Самсон был захвачен в плен филистимлянами, а заодно и ослеплён. Богатырь после был закован в цепи и брошен в темницу. А вот финал истории: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». (Суд. 16:30). Как говорят комментаторы и толкователи Библии, Самсон забрал с собой на тот свет тысячи филистимлян.
Современные израильские политики сами пытаются вдохновляться подвигом Самсона и граждан еврейского государства вдохновлять. Гражданам они приводят Самсона как пример настоящего еврейского героизма и самопожертвования. А в своем узком кругу они связывают имя Самсона с планом использования ядерного оружия.
Израиль впервые был на грани использования плана «Б», или плана «Самсон» в арабо-израильской войне 1973 года. Может быть, потому ее и назвали позднее «войной Судного дня», что Израиль был готов применить «оружие Судного дня», т.е. ядерное оружие.
План «Самсон» вроде бы секретный. Но время от времени возникают информационные «утечки». Некоторые наблюдатели полагают, что Тель-Авив специально их организует для того, чтобы запугать своих соседей. Не знаю, насколько это запугивание Ирана и других стран Ближнего Востока эффективно.
А вот то, что план «Самсон» запугивает граждан Израиля, – точно. Я об этом писал в своей недавней статье «Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля». И раньше для многих граждан Израиля проживание в «земле обетованной» было не очень комфортным. В плане того, что страна почти перманентно находится в состоянии войны с соседями. В ходе «двенадцатидневной войны» жители Тель-Авива и других городов впервые узнали, что такое ракеты и беспилотники, прилетающие из-за границы. И возможные обмены ядерными ударами между Израилем и соседями для граждан Израиля уже не кажутся фантастикой. Еще недавно Израиль занимался ядерным запугиванием соседей. А теперь и в самом Израиле возникли ядерные фобии.
Вот статья в израильской газете «Аль Гаарец» от 18 марта 2025 года «'Transformation of the Jewish Diaspora?'. Nearly 1 Million 'Israeli-connected' People Live Outside Israel, Study Concludes» («Трансформация еврейской диаспоры?» Исследование показало, что за пределами Израиля проживает около 1 миллиона человек, «связанных с Израилем»»). Из самого названия статьи следует, что за пределами еврейского государства проживает около миллиона граждан с израильскими паспортами. При том что в самом Израиле – около 10 миллионов (из них примерно 6 миллионов евреев). Примечательно, что за пределами Израиля проживают преимущественно те граждане еврейского государства, у которых толще кошелек и которые являются специалистами в тех или иных областях. Т. е. я клоню к тому, что Израиль покинуло бы больше народу, но простым гражданам не так легко найти альтернативу «земле обетованной».
То, что я назвал планом «Самсона», также можно назвать фактором «Самсона». Я имею в виду, что израильтяне не очень хотят повторить подвиг ветхозаветного героя. А потому будут стремиться под любыми предлогами покинуть «страну обетованную».
P.S. Уже почти восемьдесят лет назад, после того как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, в публицистике появилось выражение «Ядерный Армагеддон». Армагеддон упоминается в последней книге Священного Писания ("Апокалипсис"): «Это духи демонов, совершающие знамения. Они отправляются к царям всей земли, чтобы собрать их на битву в великий День Бога Вседержителя... Они собрали всех царей на место, называемое по-еврейски Армагеддон». (Откр.16:14—16). Т. е. Армагеддон – место последней битвы человечества, битвы между силами добра и зла. Понятно, что война с использованием ядерного оружия может уничтожить весь мир и стать последней в истории человечества. А ведь Армагеддон находится на территории современного Израиля, в северной его части. После «двенадцатидневной войны» многие в Израиле и за его пределами «Ядерный Армагеддон» стали воспринимать не как некий образ, а буквально: ядерная война начнется именно на территории еврейского государства. Это усугубляет атмосферу напряженности в сегодняшнем Израиле.