В Конгресс США был внесён законопроект (Greenland Annexation and Statehood Act), предусматривающий аннексию Гренландии и возможного предоставления территории острова статуса штата, по аналогии с Аляской. Инициатор документа – член Палаты представителей Конгресса США Рэнди Файн (республиканец от штата Флорида), своё действие Файн объясняет защитой национальных интересов США в Арктике и противодействием так называемым «растущим угрозам со стороны Китая и России». При этом Штаты не прочь бы углубить экономическое сотрудничество и с РФ, и с КНР.
Иными словами, политическую авантюру по присвоению богатого полезными ископаемыми острова с населением в 56 тыс., звёздно-полосатое сообщество решило легитимировать в одностороннем порядке.

Тему комментирует американист, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин:
Попытки Трампа приобрести Гренландию продиктованы его одержимостью природными ресурсами. Гренландия обладает редкоземельными металлами (занимает примерно восьмое место по запасам в мире). Эти «элементы» используются не только во всех современных технологиях (айфоны, зелёная энергетика), но и при производстве оружия.
США сильно полагаются на поставки редкоземов из Китая, поэтому пытаются диверсифицировать «ресурсную корзину» и одновременно снизить зависимость от стратегического соперника.
Понятное дело, что Трамп пытается найти причины для оправдания своих территориальных амбиций. Подает приобретение Гренландии как критическую важную необходимость для национальной безопасности США - как географическую точку сдерживания России-Китая или как место размещения инфраструктуры американской системы ПРО «Золотой купол».
Однако подобная аргументация хоть и кажется убедительной республиканцам, но представляется натянутой для демократов. Либералы уже предлагают законопроект по запрету аннексии острова в Северной Атлантике в противовес инициативам консервативных конгрессменов. Хотят постелить соломку.
Совет Безопасности ООН предпримет ли правовые контрмеры в ответ на активизировавшиеся попытки США установить контроль над территорией Гренландии?
Вряд ли ООН способен сдерживать США, поскольку Америка при Дональде Трампе ставит свои национальные интересы превыше всего и сегодня не оглядывается на международные нормы. Нынешний президент США вообще считает глобальные институты неэффективными и бесполезными, отсюда и такое пренебрежительное отношение к ним.
Справедливости ради, надо сказать, он частично прав: Организация Объединённых Наций давно перестала сдерживать противоречивые геополитические амбиции многих стран. Сегодня ООН больше выполняет символическую функцию, а не прикладную. Не помогает решать международные проблемы. Хотя возможно, так было и ранее. Но это уже вопрос интерпретации.
Может ли быть оправдана инициатива ОДКБ и ШОС о проведении переговоров с Соединенными Штатами для выработки баланса интересов в арктическом регионе, принимая во внимание его геостратегическое значение и усиливающуюся конкуренцию между ведущими мировыми ядерными державами, такими как США, Россия и Китай?
На мой взгляд, региональные организации еще в меньшей степени могут повлиять на Трампа, чем ООН. Дипломатия в лучшем случае может возыметь лишь ограниченный эффект, хотя в современных реалиях даже такой сдержанный оптимизм может быть не оправдан. Потому что если действующий президент США видит цель, то он будет достигать её любыми методами - без оглядки на интересы других.
Такова психология лидера супердержавы. На него даже европейские союзники не способны оказать сильное влияние, что уж говорить об ОДКБ и ШОС, куда входят стратегические противники Америки - Россия и Китай.
Россия подчеркивает неэффективность модели западного миропорядка
Москва проявляет сдержанность в отношении намерений США установить контроль над Гренландией. Как вы считаете, какие причины лежат в основе подобного поведения России?
Россия использует данный сюжет для того, чтобы подчеркнуть неэффективность модели западного миропорядка, что следует из недавних заявлений официального представителя МИД Марии Захаровой (15 января).
В частности, она констатировала «ущербность многолетней линии Дании на безоговорочное подчинение своему старшему союзнику - США». По сути, если читать между строк, Америке и Европе вменяются лицемерие и недальновидность. Москва как будто бы акцентирует свою правоту относительно намерений Соединенных Штатов. Можно ли это назвать сдержанной реакцией - вопрос открытый и дискуссионный. Но данный пассаж со стороны нашей страны мне представляется как вполне ожидаемая попытка заработать очки в информационном поле.
Что бросается в глаза - это отсутствие прямолинейной реакции со стороны Владимира Путина. Видимо, он пока не хочет портить отношений с Дональдом Трампом, зная как тот болезненно реагирует на критику. Возможно, российский президент рассчитывает на содействие своего американского коллеги в урегулировании украинского вопроса и хочет минимизировать риски эскалации, чтобы не подрывать дипломатию.
Реакция в Дании и Гренландии
На выходных в столице и в разных городах королевства Дании состоялись масштабные демонстрации в поддержку Гренландии и против планов Трампа присоединить ее к Штатам. В Копенгагене тысячи людей собрались у Ратуши и двинулись в сторону американского посольства.
17 января более тысячи жителей вышли на улицы Нуука (столица самоуправляемой территории Гренландия) несмотря на неблагоприятные погодные условия. Акция привлекла значительное число людей, жители города продемонстрировали свою решимость выразить недовольство внешнему давлению, подтверждая, что «Гренландия не товар».
Как поступит Белый дом? Время покажет. Для нас гораздо важнее то, на какие цели США направят – военные или гражданские редкоземельные ресурсы Гренландии, если смогут получить к ним доступ.
Светлана Мамий
Иллюстрация: rbc.ru